1 июля произошел пожар на секретной подлодке АС-31, который унес жизни 14 моряков.
Военные ценой своих жизней спасли глубоководный аппарат, предотвратив катастрофу планетарного масштаба. Как сообщает "Фонтанка", незадолго до рокового погружения на подлодке был установлен литиевый аккумулятор. Он стал новой для подводного флота технологией.
Предполагается, что причиной пожара как раз и стал ремонт подлодки. В Баренцевом море Североморска взорвалась новая литиевая батарея, заявили изданию пять источников. Все началось с теплового разгона аккумулятора, после которого возникла серия взрывов. Во время взрыва аппарат был в процессе стыковки с лодкой-носителем.
Выжившие во время пожара задраили центральный отсек, завершили стыковку, заглушили ядерный реактор и эвакуировались на БС-136 "Оренбург". Из соображений безопасности экипаж подлодки затопил ее. Затем она была оставлена на базу в Североморск.
По словам источника в главкомате ВМФ, кроме атомного реактора на аппарате установлены электрические движители. Они необходимы для точного маневрирования и динамического позиционирования под водой при стыковке с лодкой-носителем. Движители питаются от аккумуляторных батарей.
Во время стыковки произошло короткое замыкание, которое вызвало мгновенную разрядку батареи, и ее тепловой разгон. Начались электрохимические процессы, которые привели к взрыву и самовозгоранию. Водой справиться с таким возгоранием невозможно.
В открытых источниках не говорится о том, что литиевые аккумуляторы были установлены на подлодки с ядерным реактором. При этом в российских изданиях были опубликованы материалы о предстоящей революции в судостроении. Речь шла именно о литиевых батареях. В статьях говорилось о неприхотливости в обслуживании, большей энергоемкости и меньшей стоимости литий-ионных батарей по сравнению с традиционными свинцово-кислотными.
На специализированных сайтах указывают, что могло стать причиной самовозгорания литий-ионной батареи. Среди вероятных причин - физическое повреждение ячейки и нарушение производственной технологии. Также к самовозгоранию и взрыву литиевой аккумуляторной батареи могут привести перегрев, зарядка на повышенных токах, превышение предельного значения напряжения и чрезмерно глубокая разрядка.
В причинах трагедии пытались разобраться и журналисты РБК. Опрошенные ими источники, знакомые с ходом расследования, рассказали, что на подлодке насчитывается 24 спальных места. Кроме 14 погибших и пятерых пострадавших, лодка могла вместить еще пятерых. Однако информации о них не будет с учетом секретности.
Пятеро пострадавших получили контузии, однако к 4 июля, все пришли в сознание. Их выписали, чтобы они смогли попасть на похороны сослуживцев. Известно, что на борту находился один гражданский, который, как предполагается, был представителем завода "Севмаш" (предприятие строит подлодки). Он занимался тем, что налаживал механизмы.
Корабль вышел в море, они должны были отработать некоторые задачи. Я предполагаю, что это был учебный выход для проверки готовности корабля", -
отмечает источник.
Комиссия задается вопросом, почему моряки не воспользовались портативными дыхательными аппаратами по инструкции. Возможно, они не успели воспользоваться средствами защиты из-за взрыва - одни погибли, другие потеряли сознание.
По данным Минобороны, гражданского вывел из отсека и задраил люк капитан второго ранга Дмитрий Соловьев. У него на это были считанные секунды, и он решил не тратить время на подключение к ПДА. Однако возможно, что люк задраили с другой стороны.
В настоящее время рассматривается несколько версий причин пожара. По одной из них, возгорание произошло в электрическом щитке. Еще одно предположение - диверсия.
Министр обороны Сергей Шойгу отметил, что ядерная установка полностью работоспособна, экипаж принял все необходимые меры по ее защите. Подлодка будет восстановлена в краткие сроки.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН