С момента проведения самой масштабной на сегодняшний момент операции по пересадке лица прошло больше года. В августе 2015 года пациентом Эдуардо Родригеса (Eduardo Rodriguez) и других врачей стал бывший пожарный Патрик Хардисон (Patrick Hardison), который получил ужасные ожоги на пожаре в сентябре 2001 года. Он вошел в горящий дом, пытаясь отыскать и спасти находившуюся в нем женщину, и в этот момент на Патрика упал фрагмент потолка.
Мужчина очнулся в больнице и сначала не понимал, насколько серьезны полученные им повреждения. Повязки сняли лишь спустя полгода, и стало ясно, что он потерял по время пожара веки, губы, уши и часть носа.
С тех пор мужчина перенес более 70 операций, ни одна из которых не помогла улучшить качество его жизни. Он впал в серьезную депрессию и у него развилась зависимость от обезболивающих препаратов, которую в дальнейшем ему пришлось преодолевать.
Все изменилось после встречи Хардисона с доктором Родригесом, который сообщил о том, что он готов провести операцию по трансплантации лица. Подходящий донор нашелся лишь спустя три года после этой встречи – Хардисону пересадили лицо 26-летнего Дэвида Родебауха (David Rodebaugh), который погиб в аварии. Согласие на операцию дала мать погибшего мотоциклиста.
Дэвид Родебаух (слева), ставший посмертным донором. Патрик Хардисон до пожара
Сложнейшая операция длиной в 26 часов была проведена командой медиков во главе с Родригесом успешно, хотя и выполнялась впервые – пациенту пересадили не только донорское лицо, но и уши с ушными каналами, губы и веки (ранее веки не пересаживались ни одному пациенту).
Врачи, проводившие операцию (в команде было более ста медиков), рассказали, что трансплантации предшествовали многочисленные пересадки на трупах – они были нужны для того, чтобы отрабатывать технологию.
Трансплантация прошла успешно и пересаженное лицо хорошо приживалось. Вскоре Хардисон начал шевелить губами и моргать – к нему вернулось зрение, которое он утратил после пожара.
Патрик Хардисон в первые месяцы после операции
Получив новое лицо, Хардисон начал вновь вести привычный для него образ жизни – выходить на улицу, водить машину, отвозить детей в школу и покупать продукты. Он рассказал, что никто не смотрит на него в ужасе и не обсуждает его, теперь он снова стал таким же, как и все остальные.
До операции ему приходилось принимать 30 различных лекарств ежедневно – теперь это количество уменьшилось до десяти, в том числе иммуносупрессирующие препараты, предотвращающие отторжение.
Раз в месяц он приезжает в больницу, где проходит необходимые обследования и проходит психологическое лечение, готовясь к следующей операции, гораздо более простой, чем предыдущая.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН