В 1939—1940-х годах нацистская Германия и её союзники оккупировали почти всю Европу, говорится в статье RT.
Единственным государством, которое не было покорено на Западе, оставалась Великобритания. После захвата Франции в июне 1940 года перед нацистским руководством стоял выбор: продолжить наступление на Запад, проведя десантную операцию в Туманном Альбионе, или повести свою армию армию против Советского Союза, с которым в августе 1939 года был заключён договор о ненападении.
Германия была уверена, что Москва не вступит в войну на стороне Лондона, поэтому Берлин сможет сосредоточить силы на сухопутном вторжении в Великобританию. В июле 1940 года была утверждена операция «Морской лев». Она предполагала высадку на побережье 25 дивизий и окружение столицы королевства.
Но агрессия против Великобритании могла помешать реализации других стратегических задач. Германия рисковала получить мощного противника в лице США. Кроме того, нацисты лишались важного преимущества в будущей войне на Востоке — внезапности.
В случае захвата Лондона дальнейшие планы Адольфа Гитлера становились слишком очевидными. В сентябре 1940 года началась скрытая переброска войск на восточные рубежи Третьего рейха. Нападение на СССР преследовало экономические, политические и идеологические цели.
Крах СССР позволил бы Гитлеру осуществить захват Великобритании. Фюрера привлекали ресурсы Советского Союза: плодородные земли, залежи железной руды, угля и нефти.
Кроме того, к войне с Москвой Берлин подталкивал идеологический фактор. На Востоке, по выражению Гитлера, правила бал «еврейско-большевистская банда». Антисемитизм и антибольшевизм — одни из ключевых постулатов национал-социализма.
Ещё одним предубеждением Гитлера был расизм. Славяне наряду с евреями и цыганами считались «низшими людьми» и подлежали почти полному истреблению. Нацистский вождь стремился получить на Востоке миллионы рабов.
Гитлер убедил немцев, что Германии для процветания необходима территориальная экспансия на тысячи километров. Третий рейх якобы не мог чувствовать себя в безопасности из-за угрозы со стороны большевиков и британской монархии.
Основная особенность всех военных кампаний нацистского режима была в концепции блицкрига («молниеносная война»). Германия делала ставку на масштабные прорывы вглубь территории противника и захват ключевых объектов военной инфраструктуры.
Основными ударными силами были танковые соединения и авиация. Однако блицкриг не был совершенной концепцией войны. Подобное вторжение было невозможно без укомплектованных исправной бронетехникой дивизий, тысяч современных самолётов, эффективной логистики и высокого профессионализма командного и личного составов.
На захват Польши и Франции немцам понадобилось около месяца. Однако площадь только европейской части СССР составляла пять млн квадратных километров (в 12-13 раз больше оккупированной французской территории).
Нацистскому руководству необходимо было решить сложнейшую в рамках блицкрига задачу. Окончательное решение о подготовке агрессии против СССР Гитлер принял в конце июля 1940 года.
Предварительный план предполагал нанесение ударов по двум направлениям: московскому (через Прибалтику) и одесскому (через Киев). Операция должна была начаться в мае 1941 года и завершиться в течение пяти месяцев.
18 декабря 1940 года Гитлер подписал директиву №21, получившую условное наименование «Вариант Барбаросса». К границам СССР предполагалось стянуть практически все сухопутные силы и две трети авиации.
Через четыре-пять месяцев вермахт должен был выйти на линию Архангельск — Волга — Астрахань, захватив таким образом большую часть европейских регионов Советского Союза. В течение первых 20 дней нацисты собирались оккупировать все западные республики СССР, а после небольшой паузы сосредоточить силы для наступления на Москву, Донбасс, Ленинград.
Нападение на СССР должно было произойти 15 мая 1941 года, но в апреле дата блицкрига была перенесена на 22 июня.
Летом 1940 года Германия развернула масштабную разведывательную деятельность против СССР. Так, Гитлер пытался просчитать, какое количество дивизий останется у Москвы после разгрома войск в Белоруссии и на Украине, насколько боеспособна советская военная техника и велико ли будет сопротивление Красной Армии и местного населения.
Чтобы не допустить партизанской войны, абвер (немецкая разведка) намеревался расколоть советское общество, играя на национальных чувствах советских народов. Все подготовительные мероприятия нацисты держали в строжайшем секрете.
Переброска войск и техники, которая не могла в таких масштабах проходить незаметной, оправдывалась учениями, ротацией, подготовкой к «Морскому льву» и операции «Марита» (вторжение в Грецию). Немецкие дипломаты и разведчики развернули кампанию по дезинформации.
Москву убеждали, что Берлин верен договору о ненападении и готовится нанести сокрушительный удар по Великобритании. Гитлер даже предлагал советскому лидеру Иосифу Сталину поделить «английское наследство» в Иране и Индии.
Нацистам частично удалось спутать карты советской внешней разведке. В состав советской резидентуры в Европе по состоянию на июнь 1941 года входило около тысячи человек (около трети были легальными агентами).
Председатель Научного совета Российского военно-исторического общества (РВИО) Михаил Мягков считает, что порабощение советского народа было частью идеологической доктрины Третьего рейха. Захват СССР рассматривался Гитлером как один из ключевых этапов на пути к достижению господства в Европе и мире.
Принцип Drang nach Osten был провозглашён в книге Гитлера «Майн Кампф» 1925 года. СССР был источником природных богатств и идеологическим противником. Всё, что Гитлер делал до июня 1941 года, было фактически подготовкой к битве на Востоке», —
заявил RT Мягков.
«План «Барбаросса» был продуман до мелочей. В первые недели все получалось, как и было задумано.
Однако нацисты рассчитывали, что советская армия и народ будут демотивированы поражениями, а правительство спасует. В этом был замысел блицкрига, и к затяжной войне Германия не готовилась», —
сказал Мягков.
Немцы признавали стойкость и храбрость русского солдата, но были уверены в его неспособности к самоорганизации. Также считалось, что советские граждане не сплотятся вокруг государства и фигуры Сталина.
При этом Мягков совершенно не согласен с точкой зрения о том, что 76 лет назад в схватке сошлись два тоталитарных мира: национал-социалистический и коммунистический. По его словам, такой взгляд на трагедию советского народа сложился у западных историков и некоторых российских политологов.
Мне кажется, Западу и некоторым нашим деятелям неудобно признавать, что на самом деле Советский Союз отстаивал ценности гуманистической европейской цивилизации. Нацисты вели войну на уничтожение не столько коммунизма или демократии, сколько общечеловеческой культуры, всего того, что дорого любому нормальному человеку», —
добавил эксперт.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН