С 1 января 2018 года в России должен был заработать сервис «Электронная путевка». С помощью него туристические компании оформляли бы туры, а сам турист смог бы отслеживать всю процедуру – от бронирования билета до отеля. В таком случае это позволило бы выловить нечистоплотного оператора и не дать ему вывезти обманутых граждан за границу. А подобных ситуаций современная Россия знает немало.
Прошло почти полгода, а сервис «Электронная путевка» так и не работает. Предположительно, сроки сдвинулись на год вперед. При этом непонятно, кто именно будет реализовывать проект – компания, которая занималась разработкой сервиса, обанкротилась.
"Электронную путевку" нужно делать обязательной. Но надо предусмотреть переходный период, а в это время стимулировать бизнес переходить на новый сервис. За такими сервисами будущее», -
заявил «РГ» председатель Союза потребителей Российской Федерации Петр Шелищ.
По словам вице-президента Российского союза туриндустрии Юрия Барзыкина, введение «электронной путевки» должно быть поэтапным, чтобы компании смогли адаптироваться. И если услуга государственная, то она должна быть бесплатной, якобы нельзя ее отдавать в частные руки.
Так и получилось – систему стоимостью 500 млн руб. по заказу Ростуризма с 2015 года разрабатывала группа «Астерос». Проектом интересовался и «Ростех»: в июле 2017 года договорился с Ростуризмом, что будет участвовать в развитии системы.
Как передает РБК, «Электронная путевка» в итоге не была запущена, т.к. к концу 2017 года необходимые подзаконные акты не были приняты. В придачу весной 2018 года компания «Астерос» подала иск о банкротстве: «Электронная путевка» больше не доступна участникам рынка, которые ранее ее тестировали. Например, на сайте Ростуризма исчез раздел, из которого туроператоры могли зайти в систему. Как оказалось, в компании попросту не осталось персонала, который бы поддерживал жизнеспособность системы.
Источник РБК предполагает, что при доработке и поэтапном вводе в эксплуатацию система может быть запущена в работу с 1 января 2019 года. Обслуживание будет стоить более 1 млрд рублей в год без учета расходов на ее доработку. Эксперты уже сейчас говорят, что «то, что было сделано ранее» выходит за рамки добра и зла.
Первоначально исполнитель проекта выбирался через тендер. Но то, что победитель тендера произвел на свет, не лезло ни в какие ворота — хотя Ростуризм работу принял, пользоваться системой было невозможно ни туроператорам, ни самому Ростуризму. Это было за гранью добра и зла», -
рассказал «Ридусу» исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
По сути, у данной системы есть свои нюансы – госвласть получит персональные данные каждого россиянина, который решил съездить за границу: кто, куда, почем и с кем. Не все граждане захотят рассказывать об этом.
Если государство захочет узнать о гражданине какую-то информацию, оно ее узнает и без дополнительных инструментов в виде электронной путевки. Зато с помощью этой системы сам гражданин сможет держать под контролем свою поездку: точно знать, оплачено ли его путешествие, забронированы ли гостиницы, куплены ли билеты и т. д., -
успокоил заместитель председателя Общественного совета Ростуризма Дмитрий Давыденко.
Тем более, что гражданам не запретят самостоятельно через Интернет бронировать отели и авиабилеты. Хотя слухи о запрете доступа к системам самостоятельного заказа билетов и бронирования гостиниц временами появляются.
Так, в мае Минкультуры РФ поручило Ростуризму рассмотреть предложение по запрету деятельности сервиса по бронированиию гостиниц Booking.com на территории Российской Федерации. Потом россиян успокоили – мешать сервису в стране никто не будет, а значит, путешественники могут ездить по миру без контроля.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН