Впервые за всю историю тюрьмы для пожизненно осужденных «Полярная сова», которая находится за Полярным кругом, в поселке Харп Ямало-Ненецкого автономного округа, освободился арестант.
Приговоренный в свое время к расстрелу за жесточайшее убийство Анвар Масалимов теперь находится, по предварительным данным, в Москве. В Федеральной службе исполнения наказаний заявляют, что формально это не условно-досрочное освобождение, а итог переквалификации приговора (но во многих документах указано именно УДО). Отмечается, что это первый "пожизненник", который вышел на свободу.
За последнее время число осужденных к пожизненному сроку, которые могут претендовать на УДО, так как отсидели 25 лет, составляет почти 500 человек, пишет "Московский комсомолец".
63-летний Анвар Масалимов, который освободился первым, 17 августа 1991 года зверски убил человека.
Представитель Вологодского областного суда Лариса Новолодская рассказала, что все произошло в частном доме поселка Комсомольск Томской области. Одинокий пенсионер Гаврилов впустил в свой дом недавно освободившегося Масалимова, который отсидел за убийство 15 лет.
На воле Масалимов устроился грузчиком, он стал выпивать вместе с Гавриловым. Однажды Масалимов задушил пенсионера.
С помощью топора убийца расчленил труп, голову сжег в печке, а части туловища выбросил в выгребную яму. Если бы не соседка, обнаружившая в туалете останки мужчины, никто не узнал бы о гибели Гаврилова. Масалимов всем говорил, что тот «уехал калымить».
Вина убийцы была полностью доказана. Масалимов признал свою вину только частично. Он заявлял на суде, что Гаврилов сжег в печке его фотографии, что разозлило убийцу. Масалимов ударил пенсионера в лицо, он упал, разбив голову о печку. Убийца говорил, что якобы пытался помочь Гаврилову, однако тот уже не дышал, и пульс не прощупывался. Труп он расчленил, чтобы скрыть следы.
Судмедэксперты опровергли слова убийцы: по их данным, смерть наступила от сжатия горла, а не от удара. Убийство было совершено в состоянии алкогольного опьянения.
Масалимова следует признать особо опасным рецидивистом и назначить смертную казнь», -
пришел к выводу суд.
В 1998 году президент Борис Ельцин своим указом заменил смертную казнь на пожизненный срок. Сначала Масалимов находился в колонии для пожизненно осужденных «Вологодский пятак», затем его перевели в «Полярную сову».
Скриншот: "МК"
Все это время он писал обращения в суд. В ответ из его приговора убрали указания на признание осужденного особо опасным рецидивистом и на отягчающее ответственность обстоятельство — совершение преступления в нетрезвом виде. Статья 102 была переквалифирована на ст. 103 УК РСФСР.
Переквалифицируя действия Масалимова без смягчения наказания, суд исходил из того, что пожизненное лишение свободы было назначено не приговором, а в порядке помилования указом президента. То есть его пересмотр вроде как не относится к компетенции суда (это следовало из судебной практики, сформировавшейся на момент вынесения постановления в отношении Масалимова — 11 апреля 1998 года). Но все меняется. И вот президиум Вологодского областного суда признал: смягчить наказание можно. Он освободил Масалимова от дальнейшего отбывания наказания с формулировкой «в связи с принятием закона, улучшающего положение осужденного», -
отметила Новолодская.
В справке, которая проходит по делу, отмечается, что Масалимов освобожден по УДО.
А что, если за этой «первой ласточкой» последует целая «стая» арестантов? Маньяки и педофилы, так и не казненные в советское время, выйдут на волю сейчас? И чем они займутся? Они же потеряли за эти десятилетия чувство реальности!", —
заявил один из генералов центрального аппарата МВД с неназванной фамилией.
Между тем, что касается Масалимова, то никто не установил за ним административного надзора, а его следы затерялись. В справке колонии указано, что Масалимов выбыл по адресу: Москва, ул. Генерала Дорохова, 17.
Он сам из Казани. Там у него сестра осталась. Он отписал ей все имущество, отказался от наследства, ведь не думал, что когда-то увидит свободу. Вот все и полагали, что он вернется в Казань. А он в Москву подался! А вообще всем говорил, что если когда-то освободится, то станет монахом. Но вообще многие зэки в колонии так говорят. Мы им особо не верим. И вы не верьте", -
рассказал бывший оперативный сотрудник «Полярной совы» Юрий Сандрыкин.
На улице Дорохова по указанному адресу находится храм Святителя Дмитрия Ростовского.
Помню-помню его, приходил. Нелюдимый, ни с кем общаться не хотел, кроме отца Андрея. А тот с ним переписывался, когда Анвар еще в колонии был. Нам много пишут из тюрьмы для пожизненно осужденных. Мы им помогаем, пересылаем им вещи, деньги", -
рассказал соцработник храма.
По словам самого отца Андрея, он не ожидал увидеть в их храме Масалимова.
Вот ведь провидение Господне! Я предлагал ему стать послушником, а потом монахом. Ну куда ему еще идти? Немолодой он уже, здоровье плохое. А так поселился бы при монастыре, вел праведную жизнь и молился за души убиенных. Пища и кров всегда бы были. Но он неожиданно для меня отказался наотрез. Сказал, что хочет нанять адвокатов, чтобы те помогли добиваться от государства жилья и компенсации за то, что «пересидел». Я был удивлен. Сказал: «Чего воевать, справедливости искать-то сейчас? Надо с Богом примириться и о душе подумать», -
отметил отец Андрей.
Он добавил, что при храме Масалимова не могли оставить, так как тут находятся дети и нет спальных мест.
Так что мы дали ему немного денежек на первое время, адрес приюта для бездомных возле Николо-Перервенского монастыря, подвезли его на машине к Киевскому вокзалу, как он просил (он потом сам собирался оттуда в приют). Я ему дал телефон, чтобы звонил, если будут какие-то проблемы. Он ни разу так и не позвонил", -
сказал священник.
До приюта в Люблине Масалимов так и не добрался. Также официально он не числится ни в одном из подобных заведений Москвы. Однако в городе сотня частых приютов, в которых бездомные получают кров и пищу за то, что работают.
В России сегодня 1940 осужденных к пожизненному сроку. Четвертая часть из них отсидела за решеткой 25 лет, то есть, они имеют по закону право на УДО. Однако всем, кто подал ходатайство об УДО, суд отказал, а повторное такое обращение они могут подать только через три года. Ежегодно появляются все новые и новые арестанты, у которых прошел тот самый 25-летний срок. Они направляют в суды прошения об УДО. Начальники всех ИК для пожизненно осужденных отвечают по всем таким случаям отвечают: не рекомендуется к УДО.
Вы сами посудите! За это время, что он сидел, страна поменялась, мир поменялся. Появились мобильники, ноутбуки, Интернет, изменились законы, практически полностью переписан Уголовный кодекс. Стиль одежды, профессии, привычки людей — все стало другим! А наши ведь «заморожены» во времени. Они иногда смотрят телевизор, и им многое кажется фантастикой. Сюжеты из современных кинофильмов о реальной жизни они воспринимают, как будто это серия «Звездных войн», -
заявил сотрудник "Полярной совы".
Его мнение разделяет и начальник «Вологодского пятака» Владимир Горелов.
У меня и сотрудников есть твердое убеждение, что пока ничего для освобождения этих людей не готово. Не прописано, при каких условиях можно освобождать осужденного, каким требованиям он должен соответствовать. Вообще должен быть выработан (вместе с общественностью) комплекс мероприятий подготовки к УДО за пять лет до наступления срока, когда можно просить о нем суд. Кандидата нужно перевести на облегченные условия содержания, чтобы он пожил несколько лет не в камере, а в общем отряде (как в обычных колониях), чтобы посмотреть — а как он способен контактировать с другими людьми?", -
сказал он.
Также начальник колонии отметил, что арестант должен владеть несколькими профессиями. В течение пяти лет (с 20 до 25 лет отсидки) он должен проходить некую комиссию, в которую войдут правозащитники, медики, социологи, психологи. Они должны понять, идет ли арестант правильной дорогой.
Также, как отмечают представители исправительных учреждений, жизнь арестанта должна отслеживаться после освобождения. Но сейчас всего этого нет.
Сам осужденный не понимает, что он должен сделать, чтобы выйти по УДО. И мы, сотрудники, не понимаем. И потому на административной комиссии никто не голосует за рекомендацию суду об УДО конкретного заключенного. Потому что никто не готов нести ответственность — в первую очередь моральную. А что, если он выйдет и в первый же день начнет насиловать и убивать женщин и детей?!", -
отметил Горелов.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН