В Кремле внимательно изучат предложения по смягчению антиэкстремистских статей, а также статьи об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих. Такие поправки подготовил Совет при президенте по правам человека, также их готовят Общероссийский народный фронт и Генпрокуратура.
На сайте Совета по правам человека при президенте изложены предложения по изменению законодательства, направленные на то, чтобы остановить бессмысленную охоту на якобы экстремистов в Сети. "Медуза" приводит семь его основных положений:
1. Необходимо исключить из Уголовного кодекса все, что позволяет преследовать людей за «экстремистские» высказывания. Уголовное наказание должно следовать только тогда, когда гражданин применил насилие или кому-то всерьез угрожал.
2. Первую часть 282-й статьи надо перевести из УК в КоАП, а также убрать из нее формулировки про «унижение достоинства» и «социальные группы». Дело в том, что «социальной группой» можно назвать кого угодно.
3. Как считают представители Совета, формулировку «оскорбление чувств верующих» тоже нужно убрать из КоАП. Также предлагается наказывать за демонстрацию запрещенной символики, только если она совершается для пропаганды.
4. Не нужно наказывать за проступки, которые человек совершил их давно — например, за посты, которым уже несколько лет.
5. Дела о публичных призывах к экстремизму и сепаратизму должен рассматривать Следственный комитет, а не ФСБ, считают в Совете. Также они придерживаются мнения, что недопустимо, чтобы любой прокурор мог просить суд признать материал экстремистским — этим должна заниматься только Генпрокуратура. Также суды не должны рассматривать такие дела без ответчика.
6. Кроме того, требуется упразднить реестр экстремистских материалов.
7. Члены Совета по правам человека требуют изменить закон так, чтобы правоохранительные органы не стремились улучшать показатели делами за «репосты». Что же касается лингвистических, психологических и прочих «экспертиз» в делах по экстремизму, то они также вызывают много вопросов.
В Кремле пообещали, что рассмотрят предложения Совета по правам человека по отмене уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих. Об этом заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Это достаточно серьезная постановка вопроса, потому что это очень чувствительная сфера и, конечно, соответствующее подразделение администрации президента, юристы, главное правовое управление будут изучать эти предложения", —
цитирует слова Пескова РИА "Новости".
Между тем, в западных странах принята иная практика наказаний за экстремизм, пишет Znak.com. В законодательстве Европы призывы к нему должны быть связаны с конкретным насилием, в результате у правоохранительных органов нет возможности слишком широко трактовать законодательство и наказывать за безобидные вещи. В то время как в России могут посадить после заключения эксперта даже с непрофильным образованием.
К примеру, во Франции существует статья 431-6 УК Франции, нарушившего которую могут наказать за прямое провоцирование вооруженного собрания, выраженное любым публичным образом. За это можно получить год тюремного заключения и штраф. Кроме того, если подстрекательство действует, наказание может возрасти до семи лет лишения свободы, увеличится и штраф.
Также действует статья R-624-3 УК, которая предусматривает наказание за унижение достоинства человека по факту принадлежности его к какой-либо расе, нации, религии и не только. Но за них нарушитель получает штрафы и общественные работы, а не тюремные сроки, как в России.
Гражданка Франции Елена, которая живет в стране 17 лет, отмечает, что понятия hate speech (так называемый "язык вражды") и экстремизма разделены.
Разница с российской практикой правоприменения в том, что все обвинения должны быть доказаны на состязательном процессе в суде, в том числе то, что деяние совершено с преступным умыслом. Для того, чтобы разбираться с киберпреступлениями, есть специальные отделы в полиции, в жандармерии, и есть специальные судебные следователи, которые могут специализироваться исключительно в этой сфере. Также, к примеру, можно совершенно безнаказанно назвать бранным словом президента Макрона, потребовать отставки правительства, но, как только пользователь скажет что-то позитивное в адрес ИГИЛ, он попадает „на карандаш“. По поводу конкретной власти можно говорить что угодно, но нельзя требовать рушить ее институты — например призывать к убийству полицейских», —
говорит она.
Что касается ФРГ, то там можно получить наказание до пяти лет лишения свободы и денежный штраф за оскорбление вероисповедания граждан и религиозных обществ, подстрекательство к разжиганию ненависти против «определенной части населения», за воспрепятствование отправлению религиозных обрядов, если такие действия вызывают нарушение общественного порядка (ст. 130, 166, 167).
В статьях 18 и 19 Акта об Общественном порядке Великобритании речь идет об уголовной ответственности до 7 лет лишения свободы за угрожающие, обидные или оскорбительные высказывания или действия, если они сознательно направлены на разжигание расовой ненависти или же могут вызвать возбуждение такой ненависти.
Как и в Германии, в Великобритании обращают внимание на то, имел ли автор поста непосредственный умысел по возбуждению ненависти, то есть был ли пост подстрекательством и на последствия публикации.
В Польше для привлечения к уголовной ответственности нужно будет доказывать факт конкретного оскорбления, а также умысел. Примечательно, что здесь на первом месте находится не факт преступления, а намерение и убеждения. А вот доказать их оба сложно.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН