Согласно только официальной статистике, в России около 120 тысяч таких объектов, из них 25 тысяч находятся на балансе федерации, однако лишь 15% от общего их числа находятся в нормативном состоянии. Эксперты подсчитали, чтобы привести их в надлежащий вид, понадобится порядка 500 миллиардов рублей. Учитывая экономическую конъюнктуру, становится понятно, что такие затраты бюджет не сможет себе позволить. И этот факт открыто признается.
Сфера сохранения объектов культурного наследия характеризуется крайне высокой степенью государственного регулирования и недостатком бюджетного финансирования»,
говорит зампред комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Юрий Петров.
Властям на местах приходится решать эту проблему самим. Впрочем, кое-какие рычаги федеральные власти субъектам все же дали. В 2015 году были подписаны поправки в федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ», которые позволили региональным властям сдавать исторические здания, находящиеся в собственности субъекта, в аренду за один рубль на 49 лет бизнесу при условии, что помещения и фасады будут отреставрированы. Аналогичная норма распространяется и на недвижимость, находящуюся в федеральной собственности.
Кроме того, существует так называемый национальный индекс культурного наследия (НИКН), разработанный «НИИ культурного и природного наследия им. Д.Лихачева». Это объективный показатель, построенный на математических расчетах, а не экспертном мнении. Он отражает эффективность государственного управления объектами культурного наследия, туристический интерес к историческим зданиям, наличие их в списках ЮНЕСКО, а также частоту упоминаний таких объектов в СМИ. При подсчете по каждому критерию используется шкала от нуля (минимум соответствия критериям) до единицы (максимум соответствия критериям).
Абсолютным лидером НИКН является Кенозерский национальный парк, расположенный в Архангельской области, его показатель составляет 0,8. Два года назад была завершена реставрация часовни бессребреников Космы и Дамиана деревни Челма. Работы были оплачены за счет средств благотворителей. Также в Кенозерском парке при поддержке норвежских инвесторов были завершены противоаварийные и консервационные работы в церкви Андрея Первозванного начала XX века деревни Ведягина. За счет федерального бюджета удалось завершить реставрацию Почозерского храмового комплекса XVIII века, на восстановление святыни было потрачено более 15 лет.
На фото: Кенозерский национальный парк
В сентябре 2017 года «Памятники Древнего Пскова», которые занимают в НИКН вторую позицию, были презентованы ЮНЕСКО губернатором Андреем Турчаком и министром культуры Владимиром Мединским. Памятники Древнего Пскова - это крепостное зодчество, культовые сооружения и гражданская архитектура. Если ЮНЕСКО заинтересуется данными памятниками архитектуры и включит в свой список мирового наследия, это позволит привлечь дополнительное финансирование на содержание и ремонт. Кроме того, включение в список благоприятно скажется на туристическом потоке Псковской области. Все это может произойти в ближайшие полтора года.
На фото: памятники древнего Пскова
На третьем месте в НИКН находятся так называемые «Золотые горы Алтая». Согласно исследованию аналитического агентства «ТурСтат», смешанный природно-культурный объект вошел в топ туристических достопримечательностей РФ. «Золотые горы Алтая» входят в охраняемый список ЮНЕСКО с 1998 года.
На фото: "золотые" горы Алтая
Также в топ-10 НИКН входят Татарстан, Ингушетия, Красноярский край, Башкортостан, Тульская область, Волгоградская область и Чечня.
Однако далеко не все субъекты могут рассчитывать на спонсорскую помощь и софинансирование из федерального бюджета. Поэтому многим главам областей приходится самостоятельно искать инвесторов для восстановления исторического архитектурного наследия.
Так, например, в Кировской области одно из старейших зданий регионального центра было продано за 700 тысяч рублей. Первоначальная стоимость контракта составляла 1 рубль и увеличилась в ходе торгов. Новый собственник обязан теперь восстановить здание, в противном случае оно вернется в собственность области без возмещения затрат. Впрочем, для региона случай это скорее единичный.
Инвесторы не особо спешат вкладывать свои деньги в подобного рода проекты. Чтобы это происходило, необходимо активное участие со стороны первых лиц города и области. Экс-глава региона уделял сохранению исторических зданий особое внимание, поэтому определенные подвижки в этом направлении были. Теперь это все заглохло»,
рассказывает источник в администрации города Кирова.
Собеседник говорит, что только тесное взаимодействие власти и бизнеса может способствовать сохранению и реставрации историко-архитектурных объектов. Представители власти должны проводить разъяснительные беседы с предпринимательским сообществом и открыто говорить, почему сохранение таких объектов важно для туристической привлекательности региона. По словам источника, проблема сложная и комплексная.
Экспертное сообщество отмечает, что роль властей в решении проблемы сохранения исторического наследия велика.
Восстановление историко-архитектурного наследия в России без участия представителей власти (без их не то чтобы молчаливого одобрения, а именно желания) невозможны. Единственный пример обратного — «Том Сойер Фест» (об этом далее - прим.), но там ребята просто нереальные молодцы», —
говорит координатор движения «Красивый Киров» Анатолий Курбатов.
По его словам, бывший глава региона инициировал и реализовывал для города проекты, но в целом это был не очень удачный пример для тиражирования. Курбатов говорит, что бизнес воспринял пожелания бывшего губернатора как указание, спущенное сверху, поэтому при реализации ремонтов исторических зданий было допущено несколько оплошностей. Например, здания были покрашены в цвета, нехарактерные для архитектуры прошлого.
Кандидат исторических наук, автор проекта «Пешком по Вятке» Антон Касанов также указывает на важность роли представителей власти.
Лучше всего эти вопросы решаются, когда консолидируются усилия и власти, и общества. Причем стороны должны являться равноправными партнерами, а не оппонентами», -
объясняет Касанов.
Впрочем, положительные примеры, когда бизнес проявляет сознательность и восстанавливает объекты исторического наследия, в России есть. Так, например, в Екатеринбурге в 2018 году планируется реставрация комплекса старинных зданий госпиталя Верх-Исетского завода, который выкупил один из банков города. Другой пример - дом Конопацких в Туле, являющийся памятником регионального значения, будет отреставрирован на частные средства, инвестор планирует сделать это до конца года.
В 2016 г. Тульской области была присвоена восьмая позиция в списке НИКН из 54 субъектов РФ. Занял эту позицию Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная Поляна». Депутат Госдумы, член думского комитета по культуре Наталия Пилюс, выступая на Восьмой Всероссийской конференции «Сохранение и возрождение малых исторических городов: проблемы и перспективы. Комплексные программы развития», отметила важность взаимодействия власти и экcпертного сообщества.
Сохранение культурного наследия — одна из приоритетных задач нашего комитета. Сохранность Крапивны — благодаря Е. А. Толстой, «Ясная Поляна» прилагает огромные усилия. Но тяжело поменять мировоззрение самого населения. Люди думают, что кто-то придет и сделает, нет личной заинтересованности. С приходом в область Алексея Дюмина сильно изменилось отношение регионального правительства к сохранению исторического наследия»,
сказала Пилюс.
По ее словам, обществу необходимо консолидироваться и объединить свои усилия, чтобы сохранить исчезающие с каждым годом исторические архитектурные памятники. Посредником в этом вопросе может стать власть. Первым шагом к такой консолидации стало создание в октябре 2017 г. Совета по вопросам сохранения культурного наследия, его возглавил глава Тульского региона Алексей Дюмин. Важно привлекать к этой работе и самих граждан.
В 2015 году в Самаре был организован фестиваль сохранения исторической среды «Том Сойер Фест». Добровольцы с привлечением спонсорской помощи восстановили 11 домов в Самаре, Казани и Бузулуке, которые не имели статуса объекта культурного наследия. Эту идею подхватили и в других городах. В настоящий момент активисты фестиваля ратуют за спасение деревянного дома советской рок-певицы и автора-исполнителя Янки Дягилевой. Он находится в Новосибирске, активные граждане хотят сделать из него музей, посвященный творчеству Дягилевой.
Таким образом, можно сделать однозначный вывод о том, что спасти историко-архитектурное наследие возможно. Главное, чтобы люди осознали важность и значимость проблемы и перешли к действию. Особенно эффективно эта работа может протекать при содействии властей, которые способны сплотить бизнес вокруг сохранения архитектурных объектов. Если идея найдет отклик в общественном сознании, постепенно плачевная ситуация будет исправляться.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН