В Москве сотрудник центра противодействия экстремизму ГУ МВД России около получаса допрашивал школьницу, которую забрали с урока алгебры. Вместе с девочкой был только школьный психолог, родителей даже не поставили в известность.
Как пишет «Медуза», днем 19 сентября на урок школы № 67 пришли школьный психолог и заместитель директора по воспитательной работе Ольга Тугунова, которые вызвали ученицу 11-го класса Камуллу Брайловскую. Девочку отвели в кабинет директора, где ждал ее старший оперуполномоченный центра «Э». Школьница сразу поняла, что это из-за митингов: их она посещает с 26 марта 2017 года, когда прошла акция Алексея Навального против коррупции. Летом прошлого года Камилла стала волонтером в штабе оппозиционера и участвовала во всех его митингах.
Когда психолог вела меня к полицейскому, я ей сказала, что хотела бы говорить с ним только в присутствии адвоката. Но Ольга Олеговна сказала, что в стенах школы она мой законный представитель. Это прозвучало логично, и я согласилась идти с ней», -
говорит девочка.
По ее словам, полицейский требовал имена тех, кто был с ней на митинге. Школьница вспомнила, что «эшник» вел себя по отношению к ней как «к плохому человеку, который нашкодил и очень виноват». Но на все вопросы девочка только молчала.
Хм, что-то ребенок совсем неразговорчивый“» -
заметил Бахирев.
Психолог, по словам одиннадцатиклассницы, в беседу не вмешивалась, но «поддакивала эшнику и была на его стороне». В итоге девочке показали стопку скриншотов и видео с митингов, на которых были выделены те, кого Брайловская «потенциально могла знать».
[Бахирев] спрашивал меня о них, но я уходила от ответа. Потом он сказал, что я сделала „что-то очень-очень плохое“, — мол, „ты же знаешь, что бывает с такими на Петровке, 38“. Психолог не восприняла это как его угрозу мне. Я четко понимала, что задача эшника — развести меня на диалог. Он мне говорит: „Как ты пришла на митинг?“ Я ему отвечаю: „Ну так пришла“. Он спрашивает: „Как ты узнала про митинг?“ Я ему в ответ: „Ну так узнала“», -
вспоминает школьница.
Девочку заставили подписать отказ от дачи показаний и попросили прийти на Петровку, 38, вместе с родителями. Но те без повестки отказались это делать и защищают теперь школьного психолога, которая искренне не понимала, что на школьницу оказывают давление.
Она очень переживает за девочку и за школу, которую могут в любой момент уничтожить», —
рассказывает «Медузе» мама школьницы.
В самом центре «Э» отказались от комментариев и попросили сделать запрос, на который пока не ответили. А вот адвокаты объяснили, что формально сотрудники центра могли прийти в школу, но учителя не обязаны были вести ребенка на беседу. От опроса можно отказаться, тем более, что, если человеку не объяснили его права.
Кроме того, школьный учитель – это не представитель школьника, его представители – адвокат и родители.
Кстати, по данным «Открытой России», на допрос к «эшнику» попали две школьницы – из-за митинга против пенсионной реформы.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН