Издание "Проект" рассказало, с помощью какой схемы приближенные к Владимиру Путину братья Юрий и Михаил Ковальчуки обходят западные санкции. Как утверждают авторы расследования, обходить ограничения Ковальчукам, которые являются акционерами "Банка Россия", помогает ученый из Санкт-Петербурга Александр Плехов.
Имя ученого и бизнесмена Александра Плехова упоминалось в материалах «Панамского архива» в связи с офшорами Сергея Ролдугина, еще одного друга президента России.
Издание пишет о том, что ученый помимо всего прочего является соучредителем производителя реагентов для медицинских анализов Vital Development, а также имеет в собственности треть акций лизинговой компании "ЛиРосс", которая представляет собой структуру "Банка Россия". СМИ упоминают Плехова как успешного бизнесмена из медицинской сферы. Однако есть и тайны, которые неизвестны широкой общественности.
В 1990-е года он, надеясь найти защиту от криминала, познакомился с будущим акционером "Банка Россия" и близким другом Владимира Путина Юрием Ковальчуком.
Их "Витал" производил и до сих пор производит биохимические реагенты - вещества, необходимые любой лаборатории для проведения анализов", -
отмечает "Проект".
Компания была участником научного кластера, который открыл на петербургском заводе «Светлана» Региональный фонд научно-технического развития. Его учредили при участии банка «Россия», один из крупнейших акционеров которого — Юрий Ковальчук. Примечательно, что фондом руководил партнер Ковальчука Андрей Фурсенко.
Один из источников издания отмечает, что благодаря сотрудничеству с фондом «Витал» получал «защиту от бандитов, дешевую аренду, налоговые льготы». Но и в настоящее время "Банк Россия" остается одним из самых крупных контрагентов и кредиторов "Витала".
"Проект" утверждает, что в 1990-е годы "Витал" помогал "осваивать" огромные денежные суммы из бюджета. В мэрии Петербурга работу фонда якобы курировал Владимир Путин, который тогда был заместителем мэра.
Фонд, который, как указывалось, занимался "некоммерческой деятельностью" и "оказанием инфраструктурной поддержки ведения инновационной деятельности небольшим высокотехнологичным фирмам", имел право всю прибыль списывать как расходы на развитие материальной базы. По данным журнала Forbes, в июле 1997 года фонд Фурсенко получил под гарантии "Банка Россия" бюджетную ссуду на 1,5 млрд рублей. Уже в феврале следующего года фонд специальным городским законом был освобожден от обязательств по возврату средств.
Кроме того фамилия Плехова фигурирует в "панамском архиве", в котором говорится, что он по доверенности представлял виолончелиста Сергея Ролдугина в офшоре Sonnette Overseas с Британских Виргинских островов.. Последнего прозвали в СМИ "кошельком Путина". Также известно, что Плехов был акционером компаний Sandalwood Continental и Sunbarn Ltd (одну ликвидировали в 2013 году, другая работала во времена публикации "панамского архива").
"Новая газета" сообщала, что оборот по банковским счетам одной лишь Sandalwood достигал 2 млрд долларов. Еще одним акционером этих офшоров, как отмечает "Проект", является предприниматель из Петербурга Олег Гордин. Вместе с Плеховым он в конце 2018 года получил по 33,3% в компании "ЛиРосс", который является крупным лизинговым оператором. Кроме того, еще одной третью обладает Валентин Пурцеладзе. Ранее он владел всей компанией целиком. О лизинговом бизнесе "ЛиРосса" известно то, что он помогает с покупкой и сдачей в аренду сложного технологического оборудования и транспорта по запросу компании с возможностью последующего выкупа.
В настоящее время в собственности фирмы есть четыре судна 2012-2014 годов постройки стоимостью около 4,5 млрд рублей. "ЛиРосс" по документам является самостоятельной компанией, однако по факту входит в группу "Зест" из топ-30 российских лизинговых компаний. При этом "Зест" - лизинговое подразделение "Банка Россия", по данным некоторых СМИ.
По данным "Проекта", причиной вывода "ЛиРосса" из структуры банка и оформления ее на Плехова и Гордина, стало то, что "Зест" и "Банк Россия" вошли в санкционный список США как бизнесы Юрия Ковальчука. Но при этом, будучи формально самостоятельной компанией, "ЛиРосс" может кредитоваться под проценты в санкционном "Банке Россия".
Корреспондент "Проекта" поинтересовался в "Зест"-"ЛиРосс", можно ли, несмотря на санкции против "Зеста", взять в лизинг зарубежное судно. Консультант ответил ему: "Все возможно".
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН