СМИ попытались снова раскрыть «белые пятна» в убийстве российских журналистов в ЦАР. 30 июля Александр Расторгуев, Орхан Джемаль и Кирилл Радченко были жестоко убиты местными бандитами, единственным выжившим оказался водитель Бенвеню Ндувокема. «Новая газета» получила в свое распоряжение стенограмму его якобы показаний.
Напомним, журналисты приехали в ЦАР для расследования о добыче полезных ископаемых структурами бизнесмена Евгения Пригожина. 28 июля они уже были в Банги. Проводником для них должен был стать европеец по имени Мартин, представляющийся сотрудником местной миссии ООН (позже окажется, что сотрудников с таким именем в ООН нет). Но Мартин заявил, что присоединится к россиянам только в финальной точке – в Бамбари, в окрестностях которого ведется добыча золота, алмазов и урана.
Уже из ЦАРа Расторгуев, Джемаль и Радченко общались с московской редакцией в специально созданном чате. Там они рассказали, что водитель их Бенвеню Ндувокемы. Журналисты жаловались, что парень просит на бензин по 2 доллара за литр, а также требует оплачивать машинное масло. А Кирилл Радченко рассказал о взятке в 100 долларов, которые пришлось платить местным полицейским. Главный редактор «ЦУРа» Андрей Коняхин советовал избавиться от Ндувокемы, но у съемочной группы не было выбора. Больше после этого на связь они не выходили.
В своих показаниях Ндувокема рассказал, что в понедельник, 30 июля, они утром отправились в Бамбари. Вечером на посту их остановили бойцы республиканской армии (FACA) и предостерегли от поездки, причем россияне согласились на ночевку в Сибю. Но поговорив с кем-то по-русски по телефону, они приказали заводить машину и ехать в Декоа – она находилась в другой стороне от Бамбари.
По пути якобы двое из россиян надели на головы «военные головные уборы» и достали пистолеты.
Тут я немного занервничал», —
сообщает в стенограмме водитель.
По пути мужчина держался позади некоего автомобиля, т.к. не знал, как выбраться из города. Через час их остановили пятеро вооруженных до зубов людей, машина впереди идущая уехала. Головорезы вывели всех из салона.
Сам я не был в месте совершения убийства. Убийцы отвели меня в сторону. Они связали мои руки и ноги. В рот засунули кляп, троих журналистов отвели в заросли кустов, в 150 метрах от того места, где оставили меня. Все это время на журналистах были военные головные уборы. С того места, где я находился, я слышал разговор между убийцами и журналистами. С определенного момента разговор шел на повышенных тонах, и тогда я услышал первый выстрел. Затем разговор возобновился. Через пять минут я услышал второй выстрел», -
рассказал водитель.
Мужчина предположил, что третий журналист не был застрелен, т.к. рядом с его телом был нож. Разговор длился 25 минут, после чего к нему подошли и сильно избили.
Забрав все у журналистов, бандиты уехали. Причем они даже не слили бензин, хотя в ЦАР он является особой ценностью. Водитель же забрал оружие и отправился в Сибю за помощью, а пистолеты отдал сотрудникам миссии ООН.
Вечером 31 июля стало известно о гибели журналистов. Еще утром неладное почувствовала подруга Радченко, т.к. он удалил их личную переписку, но создал новый чат. На вопросы он не отвечал. При этом к тому моменту Радченко был мертв уже 13 часов.
Кстати, криминалисты оценили степень ранений на теле журналистов – на теле Кирилла Радченко были удары тупым предметом в область шеи, на теле Расторгуева – три пулевых ранения в области сердца. А при вскрытии в Москве на теле Орхана Джемаля было обнаружено четыре пулевых отверстия.
Информация об оружии у российских журналистов подтвердилась, но в ООН предполагают, что его могли и подкинуть после убийства.
Версия с ограблением оказалась не очень правдоподобной, и кто-то сейчас делает новый вброс о том, что это разборки русских между собой, что съемочная группа — вовсе не журналисты, а вооруженные агенты, выясняющие отношения со своими соотечественниками», —
делятся с «Новой» догадками в «Центре управления расследованиями».
Другие источники заявляют, что 29 июля, за день до гибели, Расторгуев, Джемаль и Радченко смогли пообщаться с российскими военными инструкторами на базе в городе Беренго. В «ЦУРе» заверяют, что никакого общения между журналистами и военными РФ не было. Появилась и версия, что Расторгуев, Джемаль и Радченко прибыли в ЦАР со шпионской миссией и были убиты другими русскими.
С момента прибытия россиян в ЦАР многое остается тайным», —
делает вывод один из источников «Новой газеты».
Напомним, жена Александра Расторгуева заявила, что в его гибели виновен Михаил Ходорковский. Якобы он связывался с ее семьей перед похоронами, чтобы они составили смету. Но никто из близких убитого оператора этого не сделал.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН