В России возросло число мошеннических звонков клиентам банков.
Злоумышленники звонили им с более чем 2,5 тысячи поддельных номеров. Информация об этом поступила операторам связи от ЦБ. Они заблокировали номера в 218 случаях, в 59 - установили ограничение на финансовые сервисы, а в 198 - выявили подмену банковских номеров.
Однако более чем в двух тысячах случаев никаких мер принято не было в связи с отсутствием правовых оснований, указывает "Коммерсант". Мошенники используют современные технические средства для подмены реальных банковских номеров. Как правило, клиенты банков не сообщают службам безопасности кредитных организаций о попытках мошеннических действий.
Однако многие такие случаи становятся известны. В частности, в службе безопасности банка "Открытие" доля звонков с подменой номера банка увеличилась до 35% от общего количества мошеннических звонков клиентам. То же самое можно сказать и о службе безопасности "Росбанка", "Сбербанка", "Альфа-банка".
Как же не попасть на удочку злоумышленников? Обычно схема действий мошенников, который звонят, представляясь Службой безопасности вашего банка, отработана до мелочей. Мошенники получают информацию о том, кто является клиентом той или иной кредитной организации. На руку им утечки из самого банка, сведения о транзакциях, совершенных через кредитные и дебетовые карты в магазинах и т.д.
Имея эти данные, мошенники с помощью технических средств, подменяют номер телефона, с которого звонят человеку, на реальный номер телефона банка. Клиент банка, получая звонок, видит на дисплее смартфона или определителе номера телефон банка, в котором у него есть счет.
Ответив на звонок, клиент получает следующую порцию обмана. С человеком начинает разговор молодой человек, который представляется сотрудников Службы безопасности вашего банка или девушка, которая якобы является просто менеджером. Клиенту предлагают проверить номер телефона, с которого звонят, на сайте.
Собеседники могут озвучить персональные данные клиента, чтобы убедить, что якобы имеют доступ к банковской информации о клиентах, а после уведомить, что по счету клиента "зафиксировано подозрительное движение". Или же они говорят, что "служба безопасности банка получила информацию о возможных мошеннических действиях с Вашим счетом", или "по Вашему счету заблокирована несанкционированная транзакция", или "банк блокировал попытку перевода крупных денежных средств с Вашего счета"... Таким образом мошенники пытаются вызвать страх, панику или хотя бы беспокойство со стороны будущей жертвы.
После этого клиенту сообщают подробности произошедшего.
- С Вашего счета был заблокирован перевод на сумму в 100 тысяч рублей на имя Дмитрия Кисилева (тут может быть любая вымышленная фамилия).
- Какого еще Киселева?!!!
- В отделение банка города Якутска (тут может быть любой регион), на имя Кисилева Дмитрия Евгеньевича.
- Я ничего не переводил(а) и не знаю никакого Кисилева...
- Вы не беспокойтесь. Платеж не прошел, он заблокирован. Служба безопасности заподозрила, что он был санкционирован не Вами. И я вижу по Вашему счету, что Вы раньше не перечисляли такие крупные суммы", -
такой разговор может состояться с доверчивым клиентом.
Или мошенники могут выбрать иной способ манипуляции.
- Из Ростовской области пришел запрос на перечисление денег с Вашего счета на сумму в 300 тысяч рублей... (тут может быть любой другой регион и любая сумма).
- ЧТО?!!!
- Вы не беспокойтесь. Платеж заблокирован. Но в нашей Службе безопасности считают, что данные Вашей банковской карты могли попасть в чужие руки. Скажите, Вы не давали кому-то свою карту? Незнакомые люди могли иметь доступ к ней? Может быть Вы в последнее время осуществляли какие-то онлайн покупки с помощью своей карты? Или теряли ее?..
Таким образом, в первом случае клиента убеждают, что некий человек в данный момент сидит в системе банка и видит выписку по платежам с вашего счета, то есть это настоящий "банковский работник". Во втором случае клиенту перечислили все ситуации, в которые он попадал с его картой.
Далее злоумышленники предпринимают третий шаг к завоеванию доверия жертвы, пытаясь якобы оказать помощь. Мошенники могут предложить подождать, пока вас переключат на другого, более компетентного или вышестоящего "сотрудника" банка.
Клиент уже и не сомневается, что происходящее с ним - реальность. А затем, если он заглотил наживку, происходит такая беседа.
- Здравствуйте. Это Служба безопасности. Оператор уже сообщил мне о Вашей проблеме. К сожалению, Ваш случай не единичный. Но есть простые и действенные способы защиты. Скажите, у Вас же есть наше мобильное банковское приложение?
- Да.
- Это хорошо. Но наша Служба безопасности рекомендует Вам произвести его обновление для обеспечения еще большей безопасности Ваших карт и счетов. Вам необходимо через App Store или Google Play найти приложение (варианты названий могут быть разные) и установить на Ваш телефон.
После этого человеку подробно объясняют, что надо делать. Когда же жертва установит такое приложение, то мошенники могут получить доступ к банковским счетам. Или клиенту могут предложить иначе обезопасить счет, с которого "Служба безопасности" уже якобы предотвратила несанкционированный перевод средств.
Мошенник расскажет, что надо перевести все деньги с "незащищенного" счета на "защищенный", чтобы никто не похитил денежные средства. Отмечается, что данный счет якобы закреплен за персональным менеджером банка, который впоследствии, когда Служба безопасности со всем разберется, вернет деньги.
Между тем, если клиент все-таки откажется это делать и догадается позвонить в банк сам, ему скажут, что сотрудники службы безопасности банков никогда не звонят клиентам. Клиенту, успевшему что-то сообщить мошенникам, лучше сразу немедленно позвонить банку и рассказать о случившемся.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН