Сотрудник отдела взыскания одного из известных банков рассказал, как они работают с должниками.
По словам мужчины, который дал анонимное интервью "Комсомольской правде", их подразделение состоит из нескольких частей. К одной группе относятся те, кто обзванивает должников.
Я работаю там. Главная задача – сделать так, чтобы нам хотя бы пообещали выплатить деньги", -
отметил коллектор.
Есть также те, кто общается со злостными неплательщиками, такая работа подразумевает запросы по месту работу, выезды на дом, рассылки «писем счастья». Еще одну группу коллекторов образуют сотрудники, которые составляют досудебные претензии и занимаются другой работой с документами.
По словам мужчины, на такую работу более охотно берут мужчин, так как мужской голос звучит более убедительно и "чем ниже говоришь, тем лучше". Однако среди коллекторов "такие женщины работают, что любому мужику фору дадут".
Есть и определенный сценарий беседы с должником. Чтобы заставить его платить, нужно говорит с ним размеренно, не тараторить. Разговор ведется в официально-деловом стиле, без панибратства, а не как "соседка тетя Галя".
Примерный сценарий выглядит так. Мы уточняем имя должника, представляемся, говорим про сумму и срок задолженности. Далее спрашиваем: «Вы собираетесь сегодня оплатить долг?» Дальше возможны два варианта развития событий. Если должник говорит «Да», уточняю сумму и способ платежа. Причем я добиваюсь, чтобы клиент сам назвал условия. Так больше шансов, что клиент не соскочит", -
добавил собеседник издания.
По словам коллектора, есть несколько видов неплательщиков. Есть те, кто держит слово, он просто «забывун», который не помнит о дате внесения очередного платежа. С такими проще всего. Но есть и "отказники", которые намеренно не хотят платить.
Совсем другое дело, когда должник говорит «Нет». Тогда мы пытаемся выяснить причину. Топ ответов: «Нет денег», «Задержали зарплату», «Уволили с работы», «Вы же не один, у меня еще кредиты есть, в следующем месяце за ваш заплачу», -
продолжил сотрудник банка.
Коллекторы убеждают должника выплатить кредит как можно быстрее, так как чем дальше, тем хуже. Из-за звонков коллекторов неплательщики часто нервничают.
В кризисное время неплательщики часто психуют. «Кризис, денег ни у кого нет. Мне что, застрелиться?» Такие случаи мы прорабатываем на тренингах. Объясняем: нельзя тянуть, потому что дальше выплатить долг будет сложнее", -
рассказал мужчина.
Коллектор признал, что все слова должников о суициде не имеют никакого действия на их собеседников. Все дело в законе.
Нас учат не поддаваться на эмоциональный шантаж. Это про фразу о суициде. «Банк не вправе ограничивать ваши действия, но выплатить долг это вряд ли поможет. Родственникам он перейдет по наследству», -
сказал коллектор.
Работник банка интересуется у неплательщика причиной задержки с возмещением долга. Обычно ответы следуют банальные. Многие ссылаются на кризис. По словам коллектора, в такой момент важно произнести фразу, которая опустит клиента с небес на землю.
У вас задолженность 500 тысяч рублей и нет денег, чтобы ее выплатить. При этом вы не делаете ничего, чтобы изменилась ситуация. Верно?». Тогда до многих доходит, что они сознательно нарушают договор. А за это предусмотрена ответственность. На этом этапе 50% должников называют примерную дату платежа. Я просто предлагаю ему все доступные варианты: занять у родственников, заложить украшения в ломбард, продать что-нибудь. С некоторыми клиентами стараюсь по-человечески. Объясняю, что родственники – это отличный вариант, потому что им не надо платить проценты". -
добавил мужчина.
Он признал, что не все люди воспринимают такой стиль беседы. На некоторых действуют лишь жесткие аргументы. Такие неплательщики хамят, и на такой случай заготовлен сценарий поведения "злого полицейского".
Коллекторы произносят "пламенную речь типа": «Банк не будет ждать, пока вы найдете работу. Свои деньги он все равно заберет. Но у вас начнутся проблемы. Оно вам надо?».
Сотрудники банка не должны кричать, иначе могут уволить. Все беседы проходят в правовом поле, уверяет коллектор. Но многие должники начинают жаловаться на сотрудников банка, которые требуют вернуть деньги.
Когда начинаешь объяснять клиентам последствия за просрочку, у них едет крыша. Я говорю: «Банк вправе отправить специалистов к вам домой». У должника истерика: «Не имеете права!». Я к нему не поеду. С битой караулить не буду. Мы не поджигаем дома, не бросаем камни в окна. Мы работаем в правовом поле. Просто не все люди отличают угрозы от требований и последствий. Иногда клиенты жалуются на «горячую линию». Но в основном претензии не удовлетворяются: мы умеем разговаривать жестко, но дипломатично. Трубки бросать бесполезно. Мы будем звонить до тех пор, пока напротив фамилии должника не появится фраза «Согласен внести платеж», -
заключает коллектор.
По словам представителя микрофинасовой организации Романа Волкова, нередко в коллекторских и антиколлекторских агентствах работают одни и те же люди.
Коллекторы вас прессингуют, вы в отчаянии обращаетесь за помощью к антиколлекторам, они называют сумму и делят ее вместе с коллекторами. Как только вы перестаете платить, коллекторы снова возвращаются в вашу жизнь. Если вы хотите реальной помощи в решении кредитной проблемы, обращайтесь в проверенные агентства", -
отметил консультант.
Но лучше всего, добавил он, при оформлении кредита правильно рассчитать свои силы и внимательно изучить условия договоров.
Никаких способов списать долг не существует. «Избавим от кредитов законно» - это чушь чистой воды. Это мошенники, которые просто зарабатывают на вас деньги", -
предупредил Волков.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН