Конституционный суд России постановил, что суды имеют право изымать в пользу государства имущество, если оно куплено на доходы, законность которых не подтверждена.
Правовая норма касается не только самих чиновников-взяточников и членов их семей и родственников, но и просто друзей и знакомых, сообщают "Ведомости". Решение было принято по результатам рассмотрения жалобы экс-полковника МВД Дмитрия Захарченко, который получил тюремный срок за взяточничество, а также его родителей, сестры и бывших сожительниц.
Адвокаты бывшего сотрудника полиции заявляли, что изъятие у друзей, матери и отца Захарченко имущества на 9 млрд рублей было незаконным, так как Генпрокуратура РФ не привела прямых свидетельств того, что имущество было куплено на незаконные доходы бывшего силовика. При этом суд указал, что конфискация имущества "относится к особым правовым мерам", направлена на противодействие коррупции и защиту "конституционно значимых ценностей". В итоге было принято решение о правомерности конфискации.
По информации издания, проверка законности и обоснованности вынесенных судебных решений в полномочия Конституционного суда не входит. Отмечается, что КС объявил, что коррупция - это плохо, однако не дал никакой оценки доводам заявителей. В том числе суд не ответил на вопрос о законности изъятия денег, заявляет адвокат родителей Захарченко Валерия Туникова.
Конституционный суд постановил, что в доход государства может быть обращено имущество любого человека, в случае, если он не докажет законность его происхождения, подводит итог адвокат Александр Горбатенко. Доказывать это будет необходимо при помощи справки из налоговой по форме 2-НДФЛ, так как другим доказательствам суды не верят.
После решения по делу Захарченко количество подобных дел с конфискацией сильно выросло. Сейчас законодатели лишь обсуждают возможность распространения действия закона о контроле за расходами чиновников на более широкий круг лиц, не ограниченный членами их семьи. Однако суды де-факто уже это сделали.
Юристы подчеркивают, что теперь любого гражданина можно назвать держателем имущества коррупционера, если он или она были знакомы с обвиняемым или когда-либо совершали с ним сделки по имуществу. Между тем прокуратура не доказывает факт наличия у третьих лиц незаконно приобретенного имущества, которое подлежит конфискации, а просто излагает свою позицию, с которой суд и соглашается.
С моей точки зрения, конфискация собственности - это серьезнейший акт, который не может происходить произвольно и обоснование которого должно быть убедительным. У нас же прокуратура давно ничего не доказывает - она просто излагает свою позицию, а суд с ней соглашается", -
сказал правозащитник Алексей Мельников.
Он отмечает, что нормы о конфискации могут работать на интересы общества только при наличии самостоятельного и независимого суда, тогда как в противном случае держателем имущества коррупционера можно назначить любого, и под удар может попасть абсолютно любой человек, что, по мнению адвокатов, отпугнет инвесторов.
В то же время в России хотят вернуть в Уголовный Кодекс меру наказания в виде полной конфискации имущества коррупционеров. Это должно позволить властям эффективнее возмещать нанесенный государству ущерб от коррупционных преступлений.
Данная мера наказания содержалась в Уголовном кодексе России до 2003 года и предполагала, что каждый может лишиться своего имущества, если оно было нажито преступным путем. Однако в декабре 2003 года Госдума исключила конфискацию из УК.
Ранее в суд было направлено в суд около 80 тыс. уголовных дел о коррупции. К ответственности были привлечены 5038 лиц, которые обладают особым правовым статусом - среди них более 3 тысяч депутатов органов местного самоуправления и выборных глав муниципальных образований органов местного самоуправления, 94 депутата законодательных органов субъектов Российской Федерации, 35 судей, 119 прокурорских работника, 516 адвокатов, 604 следователя различных ведомств, в том числе 122 - Следственного комитета.
С января по апрель 2019 года у взяточников было арестовано имущества на 5,3 млрд рублей. В 2018 году было изъято только денег и драгоценности на 2 млрд рублей, а имущества - на 15 млрд рублей.
Следственный комитет России предлагает ввести институт уголовной ответственности не только для физических, но и для юридических лиц. Дело в том, что, как правило, нажитые коррупционным путем денежные средства и финансовые инструменты выводятся за рубеж через юридических лиц.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН