Сотрудница "Открытой России" Наталья Грязневич рассказала о своем опыте общения с вербовщиком информаторов.
И это было мягкое воздействие, обещание ей содействия в карьерном продвижении в обмен на получение ценных сведений. Об этом пишет The New York Times, перевод статьи которой дает Inopressa.
На ее горизонте появился некий мужчина, который представился Андреем и сказал, что хотел бы пригласить ее на кофе и дружескую беседу за чашечкой кофе. В его разговоре он намекал, что много знает о Грязневич.
Он вел себя как старый друг, которого я не узнала", -
вспомнила свои впечатления от беседы женщина.
Ей стало понятно, что он от нее хочет получить, не сразу. Однако в ходе общения мужчина засыпал ее вопросами о ее поездках за границу и знакомых иностранцах. По словам Натальи, Андрей пытался завербовать ее в качестве доносчика.
Давайте дружить. Подумайте о себе. Вы хотите сделать карьеру, а с нами вы можете далеко пойти", -
обещал собеседник.
В современной России практика вербовки "стукачей" уже не такая распространенная, как в Восточной Германии или Советском Союзе, где доносами занимались миллионы. Но сейчас это явление снова начинает набирать обороты, считает автор материала.
Однако практика втягивания россиян в доносительство на сограждан, запрещенная в начале 1990-х, похоже, снова становится широко распространенной", -
отмечает журналист.
Неизвестно точно, сколько человек работают информаторами, так как о попытках привлечь к доносам рассказывают только те, кто отказался.
По словам главы петербургского Центра независимых социологических исследований Виктора Воронкова, четыре его сотрудника сообщали ему о попытках ФСБ их завербовать. Однако он считает, что предложения поступали гораздо большему числу его сотрудников. По словам Воронкова, люди редко признаются в таком. Очень часто "стукачи" подписывают соглашения о неразглашении.
Что спецслужбы возвращаются на рынок осведомителей, стало ясно в 2016 году, когда российское СМИ Life, нередко используемое ФСБ для слива утечек, сообщило, что информаторы в отставке в обмен на свои услуги получат государственные пенсии. Прежде так вознаграждали только штатных сотрудников спецслужб", -
продолжает автор материала.
В качестве поощрения за ценную информацию обещают как деньги, так и устранение юридических и других проблем.
Социолога Евгения Шторна, который родился в Казахстане, попытались завербовать на встрече в ФМС, на которой должны были обсудить отказ в получении российского гражданства. Его повели наверх в кабинет без табличек и с камерами наблюдения снаружи.
Шторна там встретил вежливый человек, показавший удостоверение офицера ФСБ и объяснивший, что ему все известно об отклоненном заявлении на гражданство. Он сделал вид, что считает это решение весьма прискорбным", -
говорится в публикации.
После этого он начал задавать вопросы об исследовательском центре, об иностранных фондах и правозащитных организациях. Сотрудник центра Воронкова признался, что чаще всего сотрудники спецслужб ищут слабые места у человека, чтобы заставить их работать на них.
Их стратегия заключается в том, чтобы найти слабое место и использовать его, чтобы заставить тебя с ними сотрудничать. Чем ты слабее, тем выше вероятность того, что они рано или поздно к тебе обратятся", -
признался Шторн.
Он отказался сотрудничать, а в январе бежал в Ирландию.
Эксперт по российской системе безопасности в Институте международных отношений в Праге Марк Галеотти отметил, что поиски осведомителей "стали намного более прицельными", чем в СССР. В те времена в список информаторов КГБ входили люди, которые доносили на коллег и соседей, но эта информация была совершенно бесполезной.
В настоящее время спецслужбы больше интересует информация о террористических группировках, в частности, "Исламском государстве" (запрещено в России), а также иностранных организациях, которые проповедуют идеи опасной для Кремля демократии, пишет газета. Волнуют российские власти организации наподобие "Открытой России" из-за ее связей с Михаилом Ходорковским.
Так, Наталью Грязневич временно задержали во Владивостоке за помощь в организации конференции, спонсированной "Открытой Россией". Человек, представившийся Андреем, рассказал, что знает о ее проблемах с полицией и о ее жизни в целом. Он предложил помочь решить юридические проблемы взамен на помощь. "Андрея", по словам Натальи, наиболее интересовало взаимодействие организации с иностранцами. Однако Грязневич отказалась быть осведомителем. Однако мужчина не перешел к грубым угрозам.
Было очевидно, что он не впервые это делает", -
заявила Наталья.
Через несколько дней после этого общения она написала пост о нем в Facebook. Тех, кто может столкнуться с вербовкой, она предупредила, чтобы они не пытались обмануть вербовщиков. В то же время надо попытаться предотвратить попытки одурачивания.
Не пытайтесь их перехитрить. Они не идиоты. Это не менты, которые ловят на улице и кладут лицом в пол. Это интеллигентное приветствие, комплименты и галантность. Но суть та же", -
отметила Грязневич.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН