В декабре 2011 года он стал руководителем московского департамента транспорта, а в сентябре 2012 года также получил статус заместителя Сергея Собянина.
В качестве государственного деятеля отличился решительными мерами по преобразованию транспортной инфраструктуры города, приверженностью к новейшим технологиям и прогрессивным мировым тенденциям. До прихода в политику около 15 лет занимался бизнесом в области транспортно-логистических и экспедиторских услуг, занимал руководящие должности в компаниях-лидерах рынка («Трансгрупп АС», «Юнитранс», «Трансмашхолдинг» «Аэроэкспресс» и др.).
В 2013 году по версии Forbes оказался на 157 месте среди богатейших российских предпринимателей, поскольку на тот момент его состояние оценивалось в 650 млн долларов. В 2019 году по итогам опубликованной декларации о доходах признан самым состоятельным сотрудником московского правительства.
Школьные годы
Максим Ликсутов родился в Прибалтике 19 июня 1976 года. Его местом рождения стал провинциальный портовый город Локса в северной части Эстонии. Ликсутовы приехали туда из Тульской области, поскольку глава семьи имел инженерную специальность, и ему предложили работу на местном судостроительном предприятии.
В школьные годы Ликсутов Максим занимался профессиональным спортом – подводным плаванием. Он неоднократно побеждал в соревнованиях на уровне Эстонской ССР, завоевал золото на Первенстве СССР по подводному ориентированию и попал в Книгу рекордов Гиннесса по итогам командного заплыва на 100 км. Кроме того, продемонстрировал лучшую скорость среди участников Первенства Скандинавских стран.
Высшее образование и становление в транспортно-логистическом бизнесе
Получив среднее образование в Прибалтике, Максим Ликсутов поступил в Калининградский технический университет, который окончил в 1999 году. Его специализацией стали бухгалтерский учет и финансы. Параллельно с учебой в КГТУ он начал заниматься предпринимательством: совместно с эстонским другом создал фирму Transgroup Invest, которая специализировалась на перевозке угля из Кемеровской области в морской порт Таллинна.
Здесь молодой бизнесмен получил навыки проведения переговоров и завел полезные знакомства с руководством российских компаний. В дальнейшем этот опыт и связи помогли ему быстро достичь успеха в бизнесе на территории РФ.
В 1998 году, еще до окончания вуза, Ликсутов вместе с родителями переезжает в Россию. Из всей семьи в Эстонии осталась жить только его сестра.
В дальнейшем Максим Ликсутов получил еще одно финансовое образование – в Российской экономической академии имени Плеханова, обучение в которой завершил в 2007 году.
Пять лет спустя, уже будучи чиновником, он окончил Международный юридический институт по направлению «Менеджмент организации».
Развитие карьеры бизнесмена
В период с 1999 по 2011 год Ликсутов Максим занимал высшие руководящие должности в крупнейших транспортных и логистических компаниях Российской Федерации, преимущественно занимавшихся железнодорожными перевозками. В их числе «Иристон сервис», «Юнитранс», «ТрансГрупп», «Coal Terminal AS», «Первая грузовая компания», «Трансмашхолдинг», «РейлТрансАвто», «ТрансКонтейнер».
В марте 2011 года, будучи генеральным директором ООО «Аэроэкспресс», Ликсутов Максим Станиславович был представлен Владимиру Путину, который на тот момент был главой российского правительства.
Премьер-министр страны совершил тестовую поездку на новом скоростном электропоезде и заслушал доклад Ликсутова о планах по развитию этого вида транспорта. Владимир Путин высоко оценил профессионализм и талант молодого бизнесмена. Некоторое время спустя Максим Ликсутов получил предложение о работе в команде Сергея Собянина.
Политическая карьера
29 апреля 2011 года бизнесмен стал советником мэра столицы по вопросам транспорта. А уже 6 декабря этого же года возглавил департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. 25 сентября 2012 года назначен вице-мэром Москвы.
За девять лет работы в столичном правительстве Максим Ликсутов провел ряд радикальных преобразований транспортной системы Москвы и Подмосковья. Вступив в новую должность, он направил усилия на борьбу с пробками. Чтобы решить эту проблему, дептранс принял масштабные меры по реорганизации всей дорожно- транспортной инфраструктуры.
Первым шагом в этом направлении стало введение платы за парковку личных автомобилей на наиболее загруженных транспортом участках. С 2013 года начали поэтапно вводиться ограничения на въезд грузовиков на МКАД и московские дороги.
Кроме того, по инициативе вице-мэра принят ряд мер по популяризации и повышению комфортности общественного транспорта. Так, существенно выросло количество специально выделенных для него полос: если в 2012 году их было всего две, то к 2019 году – уже 57.
Под руководством Ликсутова закуплены новые трамваи, автобусы, вагоны метро, построены дополнительные станции метрополитена. C 2013 года общественный транспорт Москвы оснащен Wi-Fi, в этом же время в столице запущена единая карта «Тройка». Комплекс мер, которые инициировал Ликсутов Максим, позволил увеличить среднюю скорость дорожного движения и в два раза уменьшить число дорожно-транспортных происшествий на московских дорогах.
К приоритетам главы дептранса относится повышение экологичности транспортной системы Москвы, в том числе за счет развития электротранспорта и альтернативных способов передвижения – велосипедов и каршеринга. Система каршеринга начала работать в Москве в 2013 году, а в 2019 году российская столица заняла первое в мире место по количеству автомашин для краткосрочной аренды.
В апреле 2020 года из-за коронавируса эта услуга попала под запрет, но уже в мае Максим Ликсутов заявил о частичном восстановлении сервиса. Сейчас дептранс работает над новым проектом «Народный каршеринг», дающим возможность любому московскому автовладельцу сдавать свою машину в аренду на небольшой срок.
В 2018 году в городе началась замена троллейбусов на электробусы, поэтапно проводится интеграция метро с другими видами рельсового транспорта. Так, в конце ноября 2020 года Максим Станиславович Ликсутов написал в своем блоге, что управление трамвайной инфраструктурой передано метрополитену. По замыслу организаторов реформы, это позволит ускорить движение трамваев и повысить их комфортность для пассажиров.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН