11 февраля 2018 в Подмосковье произошло крушение самолета Ан-148. Катастрофа унесла жизни 71 человека. При расшифровке переговоров пилотов возникли первые подозрения об их недостаточной подготовке. Позднее оказалось, что обучение они проходили на базе обычного, не летного вуза. Однако все оказалось не так просто.
Подробности подготовки пилотов выяснились в ходе проверки Генпрокуратуры РФ. Один из пилотов, которые управляли разбившимся самолетом, как и что десятки других, получил дипломы Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ). По существующим нормативам в этом вузе нельзя готовить летчиков.
Как отмечает "Коммерсант", речь идет о втором пилоте Ан-148, Сергее Гамбаряне, который получил свидетельство на основе обучения в ЮУрГУ 21 июня 2017 года. Таких пилотов еще 64.
Контролирующий орган направил материалы в Росавиацию, которая также провела свою проверку. После нее были вынесены приказы об аннулировании свидетельств коммерческих и линейных пилотов. Летчики в результате остались без работы. Они попытались восстановить себя в правах, обратившись в суды по всей стране. Иски были отклонены.
Оказалось, что подготовка по специальности "пилот" проводилось на аэрокосмическом факультете ЮУрГУ с тренировками в учебно-тренировочном центре "ЧелАвиа" и открытом на его базе частном профессиональном образовательном учреждении "Челябинское летное училище гражданской авиации". При этом у всех них не оказалось действующих сертификатов и лицензий на право осуществления образовательной деятельности в области авиации. Но это еще не все. Выяснилось, что ЮУрГУ не имел еще и утвержденной Росавиацией программы подготовки.
В настоящее время в Центральном районном суде Челябинска поданы два иска челябинского транспортного прокурора к ЮУрГУ. По первому ведомство требует признать незаконной деятельность вуза по обучению на пилотов. Во втором прокуроры говорят о необходимости признать недействительными дипломы по специальности "летная эксплуатация летательных аппаратов" с присвоением квалификации "пилот".
Если по искам будут приняты положительные решения, то без дипломов могут остаться уже 103 выпускника ЮУрГУ. Из-за прекращения подготовки 32 выпускника 2017 года так и не получили дипломы.
В конце мая генпрокурор Юрий Чайка заявил о "серьезных проблемах в авиационной отрасли".
В ходе надзорных проверок нами вскрывались факты неполного прохождения летным персоналом программ подготовки", -
сказал он.
За один только 2017 год от выполнения полетов были отстранены 550 пилотов, были закрыты два авиационных учебных центра, а также аннулировано 160 летных свидетельств.
Между тем в ЧЛУГА прокомментировали запрет на обучение пилотов.
Такую базу загубили! Она была лучшей в Европе. Три ангара забиты самолетами, тренажеры. Теперь они стоят, не эксплуатируются, здание рушится", -
сокрушается директор ЧЛУГА Александр Матусевич.
Он отметил, что за все годы работы совместной программы с ЮУрГУ обучение прошли около 300 человек. Матусевич сказал, что часть выпускников, которые были лишены свидетельств Росавиацией, получили пилотские лицензии за границей и в настоящее время работают, а те, кто остался в России, "мучаются и судятся".
Ранее сообщалось, что самолет Ан-148 авиакомпании "Саратовские авиалинии", направлявшийся из Москвы в Орск Оренбургской области, пропал с экранов радаров 11 февраля 2018 года через несколько минут после взлета из аэропорта Домодедово. Погибли 65 пассажиров и шесть членов экипажа.
Установлено, что причиной крушения стала ошибка экипажа, который забыл включить обогрев датчиков.
Согласно данным расшифровки бортовых самописцев, пилоты не включили обогрев датчиков определения скорости, и в ходе набора высоты произошло их обледенение", -
отметила сотрудница следственного ведомства.
Из-за этого командир воздушного судна Валерий Губанов получил неверные сведения о падении скорости. Он разогнал скорость лайнера, переведя его в пикирование. Кроме того, из-за последовавшего нарушения инструкции был превышен угол наклона судна и самолет потерял управляемость.
Запись переговоров членов экипажа также свидетельствует об ошибке летчиков. Также пилоты во время полета никак не могли договориться, куда тянуть ручку управления самолетом. Они заметили, что с показаниями скорости возникло нечто непредвиденное, но понять причину этого явления не смогли.
Вообще фигня какая-то!" -
заявил незадолго до крушения второй пилот.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН