Многие до сих пор не верят в виновность известного режиссера Кирилла Серебренникова. Такие утверждения можно было услышать в том числе и от ведущего новостной программы "Время" на "Первом канале" Кирилла Клейменова.
Он поддержал деятеля искусств, которого назвал "глубоко порядочным человеком и очень одаренным режиссером".
Как это совместимо с его статусом подсудимого? В жизни все бывает. Дело суда - судить", -
отметил Клейменов.
Однако телеведущий заявил, что до оглашения решения суда "не может знать", причастен ли Серебренников к хищениям. Но при этом в словах Клейменова угадывалось сочувствие к обвиняемому.
В России судьба художника бывает драматична. Бывает и трагична, говоря прямо. Чего уж. Но это всегда судьба. Большими буквами. А не биография", -
добавил он.
Дело против Серебренникова рассматривается в Мещанском районном суде Москвы. Режиссер и ряд культурных деятелей не признали свою вину в хищении 133,2 млн рублей, которые были выделены с 2011 по 2014 годы из бюджета на проект "Платформа".
Сторона обвинения строит свою линию на основании показаний бухгалтера автономной некоммерческой организации "Седьмая студия" Нины Масляевой, которая устроилась туда на работу в 2011 году по протекции своего знакомого Юрия Итина. Она-то подробно и рассказала о том, какая ситуация царила в творческом объединении.
Как выяснили журналисты "Медузы", ознакомившись с показаниями Масляевой, на совместной встрече, куда ее пригласили, Серебренников рассказал о том, что Минкульт будет выделять финансирование автономной некоммерческой организации "Седьмая студия". По его словам, выделяемая сумма будет больше, чем необходимо для проведения мероприятий, и что он и трое присутствующих - Юрий Итин, Алексей Малобродский и Нина Масляева смогут на этом хорошо заработать.
Было заявлено о том, что необходимо наладить систему обналичивания денег, часть из которых будет тратиться на проекты, а часть — присваиваться участниками встречи. Схему должна была наладить Масляева, которой тоже пообещали доходы от незаконной деятельности. Женщина сказала, что хочет заработать, но уже была судима и опасается ответственности. Серебренников в ответ заявил, что его знакомства в сфере культуры защитят их от проверок.
Также Масляева рассказала следствию, что шла речь и о том, как АНО «Седьмая студия» будет выигрывать торги Минкультуры. По ее словам, помогала в этом сотрудница министерства Софья Апфельбаум, которая получила за это вознаграждение от Серебренникова. Она же должна была обеспечить прикрытие, в случае проверок расходования средств, выделяемых Минкультом.
В дальнейшем все платежи Масляева с ее слов осуществляла только по указанию Итина и Серебреникова. Для помощи в работе главбух наняла нескольких знакомых, однако официально трудоустроена в «Седьмой студии» была только Лариса Войкина, которая согласно обвинительного заключения подтвердила показания Масляевой. Войкина занималась кадрами и контролировала «черную» кассу АНО, из которой выплачивала зарплаты сотрудникам, размер которых устанавливали Итин и Серебренников.
По документам ежемесячная зарплата режиссера составляла 35 тысяч рублей, Итина — 45 тысяч, Малобродского, Вороновой и Войкиной — по 25 тысяч. Однако в действительности Серебренников получал ежемесячно до 240 тысяч рублей, Итин — до 200 тысяч, Малобродский, Филимонова и Воронова по 100 тысяч, Войкина — 50 тысяч. Документы «черной» бухгалтерии были уничтожены в 2014 году, утверждает Масляева.
Также Масляева занималась и обналичкой средств Минкультуры при помощи посредников. В этом содействие оказывал знакомый предприниматель бухгалтера: на его расчетный счет переводились крупные суммы денег, он забирал 10–12% суммы, остальное обналичивал и возвращал Масляевой или в кассу АНО. Были и другие юридические и физические лица, которые оказывали свои услуги в обналичке для отчетности перед Минкультом.
Как подсчитала Масляева, на проведение мероприятий проекта «Платформа» потратили в общей сложности порядка 90 миллионов рублей за три года. Оставшиеся 120 миллионов рублей по версии следствия похитили Серебренников, Итин, Малобродский и Воронова. Сама Масляева украла около пяти миллионов рублей.
Сам Серебренников на суде заявил о своей непричастности к хищению бюджетных средств.
Я не признавал и не признаю себя виновным. Это обвинение не только абсурдно, но и действительно непонятно: ты понимаешь слова, но связать их в смысл, касающийся тебя, связать не можешь", -
цитирует режиссера "Интерфакс".
Другие подсудимые - бывший генпродюсер "Седьмой студии", экс-директор "Гоголь-центра" Алексей Малобродский, бывший директор организации Юрий Итин и экс-руководитель департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры России, директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум - также заявили суду о своей невиновности и о том, что они не понимают предъявленное им обвинение.
Адвокаты подсудимых назвали обвинительное заключение по делу неконкретным и нарушающим право подзащитных на защиту.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН