Житель Мурманска Дмитрий Джулай более двух лет работал оперативником Центра «Э»- управлении по борьбе с экстремизмом. Сначала такая служба ему «молодому и горячему» показалась очень интересной и важной, но потом сменилось руководство, ушли коллеги, а его работа свелась к поиску картинок в «ВКонтакте».
С 2011 по 2014 годы Дмитрий Джулай работал следователем отдела по борьбе с организованной преступной деятельностью в сфере экономики следственного управления УМВД Мурманской области. Ушел в Центр «Э», т.к. в нем что-то сломалось после одного дела, передает Медиазона.
По словам муромчанина, пожарный инспектор оштрафовал заведующую детским садом на 2 тыс. рублей за дырку в крыше беседки на детской площадке. Она же оплатила штраф со счета детского сада, за что ей вменили часть три 160-й [статьи] УК — это присвоение, растрата с использованием должностного положения. Следователь попытался все сделать по совести – выяснил, что деньги детсаду не выделялись, хотя она просила для ремонта. Женщина же, которой 60-62 года, работала за 13 тыс. рублей, тянула на эти деньги сына, инвалида первой группы с синдромом Дауна и диабетом.
Я все это отразил в материалах дела. По сути, это ничего не меняло, это не меняло квалификацию, это не прекращало дело, то есть дело все равно уходило в суд. [Но] заведующей благодаря объективно отраженной картине дали меньше минимального наказания — штраф пять тысяч рублей», -
признался следователь.
В это же время появилось место в Центре «Э», где он думал «будет ваххабитов задерживать, крутить». В первые три года ему было все интересно – работа по линии незаконного оборота оружия, с черными копателями.
У меня были хорошие источники, хорошие связи в этой среде, и я это считал значимыми делами — когда изымаешь мешки патронов, оружие, гранаты. Я чувствовал, что я приношу какую-то пользу»,
поделился Джулай.
Кроме этого, он искал правонарушения по статьям о экстремизме. Например, «когда русские ругали нерусских, и когда нерусские ругали русских».
Но и никто дела по 282-й не накручивал, не фальсифицировал. Если я заметил, что там гражданин пишет, что надо всех русских или нерусских... что-то с ними страшное делать, я, естественно, составлял материал на такого неадекватного гражданина. А специально кого-то провоцировать — такого не было при мне. Все было по факту», -
рассказал изданию Дмитрий.
Кроме этого, он занимался преступлениями по заведомо ложным сообщениям о терроризме. Например, когда народ в пьяном состоянии «минировал» торговый центр или отель.
Все закончилось, когда в 2016 году у них сменился руководитель – и за первые три месяца из 15 человек ушли 10.
Я просто могу рассказать, как у нас один из сотрудников из этих десятерых уволился. Нам выкатили на совещании, выдали листочки с долгами по докладным, по рапортам, справкам — у кого сколько. Ему выдали из 47 пунктов вот этот лист. Он на него посмотрел так — ну, он такой матерый опер, грамотный очень, честный, порядочный, всю жизнь проработал опером, достиг достаточно большого звания, должности — он посмотрел на это и написал рапорт об увольнении на этом самом листочке", -
рассказал Джулай.
Где-то через полгода после этого ушел с работы и Дмитрий, т.к. 60-70% занимала писанина, а рабочий день начинал заканчиваться часа в 22-23, без выходных.
Реальная работа заменилась бумажной, вместо реальных преступлений и работы «в поле» стали делать административки и искать 282-е в интернете, не вставая со стула. Административки в диком количестве требовали», -
пожаловался собеседеник "Медиазоны".
Как поясняет Дмитрий, в основном вся их работа сводилась к тому, что в поиске «ВКонтакте» надо было набрать название «Адольф Гитлер» или «Бей рыжих!», находить самое массовое сообщество и участников участников с аватарками, на которых был фюрер или свастика.
Я, когда переводился в Центр «Э», думал, что буду бороться с террористами, заниматься мегасерьезными делами — ну и был, конечно, немного разочарован, что приходится искать картинки в интернете. Меня лично всегда [это] возмущало — ну вот сами эти административки, когда человеку за картинку «ВКонтакте» дают 5-10 суток ареста. Я бы нашел, чем заняться, помимо составления административок за картинки»,
резюмирует бывший оперативник.
В итоге Джулай пошел работать адвокатом, так как знает, как ведутся дела и какие ошибки совершаются во время расследования.
Между тем, по данным Судебного департамента при Верховном суде, за 2016 год российские суды рассмотрели 2 121 дело по статье 20.3 КоАП (пропаганда или публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики). 1796 человек были признаны виновными, из них 1 574 получили штрафы на общую сумму более чем 1,8 млн рублей.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН