У берегов островного государства Кабо-Верде, которое находится недалеко от западного берега Африки, 31 января было задержано грузовое судно ESER, чья команда целиком состоит из россиян.
На борту сухогруза были обнаружены капитан и 11 моряков с рекордной партией кокаина в 9,5 тонны. В настоящее время россияне ждут суда в тюрьме города Прая (столица Кабо-Верде).
«КП» поинтересовалась у экспертов, почему на борту судна были именно россияне и как удалось спрятать столь большую партию наркотика.
По словам координатора Международной федерации транспортных рабочих в России Сергея Фишова, ESER был построен в Германии еще в 1985 году. С 2013 года его собственница - турецкая компания Gemiciler Denizciliki. А при задержании над судном и вовсе оказался флаг Панамы.
Дело в том, что морской регистр Панамы позволяет собственникам судна уйти от налогов и сохранять анонимность. Известно, что в госреестре этой страны упоминается только имя директора компании и нет никаких связей с реальными владельцами, что активно используют контрабандисты.
У сухогруза поменялся собственник на панамскую компанию Step Shipping Corp, судно перегнали через Атлантику. Затем в Панаму прилетел российский экипаж, заменивший старый. 29 декабря ESER берет курс на Танжер.
Как же удалось незаметно погрузить на судно огромное количество тюков с наркотиками?
Как объяснил Фишов, перед погрузкой компания-отправитель заявляет о товаре и предоставляет в таможенную службу накладную, в которой сообщает, что везут. Таможенники выборочно вскрывают один-два контейнера.
Никто не будет досматривать весь груз - 150 контейнеров. Так очень легко транспортировать и наркотики. Далее, капитан получает на руки накладную и опломбированные контейнеры, которые должен доставить в целостности и сохранности. Что же до моряков, то они могли не знать, что перевозят. Их могли использовать втемную", -
добавил координатор Международной федерации транспортных рабочих в России.
Как правило, для перевозок небольших партий в несколько килограммов контрабандисты обращаются к морякам напрямую. Порой они бывают очень навязчивы, поэтому многие россияне не спускаются на берег в Колумбии.
Отказ перевозить наркотики может вызвать агрессию со стороны просил", -
замечает главный редактор издания "Морской бюллетень" Михаил Войтенко.
Судьба россиян была предопределена. Еще ранее полиция начала подозревать, что судно будет перевозить наркотики. Схема, как отмечают эксперты, известна.
Обычно для контрабанды наркотиков из Южной Америки какая-нибудь подставная фирма, зарегистрированная в офшоре, нанимает старое судно. Как правило, его перегоняют через всю Атлантику в Южную или Центральную Америку, после чего на борт грузят, любой груз, а к нему - наркотики.
Неудивительно и то, что россиян взяли в состав экипажа сухогруза. А сам груз, вероятней всего, предназначался для Европы.
Если задержанное судно шло в Марокко, это не означает, что это был конечный пункт. Марокко - не потребитель, а страна-транзитер. Эта партия, скорее всего, предназначалась для Европы. Квалификация у россиян достаточно высокая, и они востребованы - инженерами, старпомами или даже капитанами", -
отмечает генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов.
Однако то, что команда ESER полностью состояла из россиян - 12 человек (9 жителей Мурманска, двое петербуржцев и нижегородец), довольно странно.
Экипажи из граждан одной страны обычно не встречаются, отмечают эксперты. Чаще всего в состав команд входят представители разных государств. Поэтому полиции еще предстоит выяснить, через кого велся найм моряков. Предполагается, что эти люди связаны с отправителями наркотиков.
При этом эксперты сходятся во мнении, что рейс с самого начала был странным. В конце января на борту ESER внезапно умер старший помощник капитана. Отмечается, что его имя и причины смерти в интересах следствия не сообщаются.
«КП» отмечает, что старпом - житель Мурманска. Известно, что, чтобы отправить его тело домой, сухогруз совершил роковой заход на Кабо-Верде 30 января, после чего судно задержала полиция.
Что же ждет российских моряков? Специалисты считают, что доказать непричастность их к контрабанде будет сложно.
По словам адвоката Игоря Трунова, представители другого государства вряд ли будут вести тщательное расследование, доказывая невиновность российских моряков.
У следователей есть подтвержденный факт транспортировки кокаина. А знали ли об этом россияне или нет, уже никого не волнует. Для установки отправителя груза нужно делать международные запросы в Панаму, Турцию, а это вопрос межгосударственных соглашений. Ситуация может измениться, если наша страна сама инициирует собственное расследование", -
пояснил юрист.
В настоящее время поиском адвоката для задержанных моряков занимается российское посольство в Кабо-Верде.
Дипломаты регулярно навещают россиян в тюрьме. Состояние у них нормальное. Мы пообщались с каждым по отдельности", -
рассказали изданию в посольстве.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН