Студент семинарии после пяти лет обучения решил отказаться от службы в церкви.
Он рассказал о тайной жизни священников и о том, что его оттолкнуло. По словам парня, который поделился своими откровениями с изданием "Собеседник", он увлекался философией, восточными трудами и практиками, занимался йогой.
Как-то его девушка предложила заехать в ближайший храм во время поездки. Молодого человека привлекла уютная атмосфера церкви и душевность священника.
Стал много читать, а потом для получения системного религиозного образования решил поступить в семинарию. Ничего сложного в этом нет, конкурса в моем регионе практически не было. Единственная загвоздка у меня была в пении. Это для священника считается важным, а у меня данные – не очень",-
признался парень.
На первом курсе будущие священники только учились, на втором у них появились нечто вроде практики. В частности, студентов отправляли убирать архиерейские палаты. Как правило, это происходило перед встречами митрополита с бизнесменами и чиновниками.
Часов с 10 утра мы убирались, потом накрывали на стол, ждали, пока пройдет праздник, потом еще часов до 2 ночи все убирали. Подъедали, что оставалось, – что скрывать, студенческие времена всегда полуголодные. Некоторые блюда я видел и пробовал впервые. Черная икра, красная икра, осетрина, водки, коньяки... В общем, не каждый олигарх закатывает такие пиры, какие по карману оборотистому архиерею", -
отметил молодой человек.
По словам парня, у знакомого ему архиерея было 2 квартиры, автомобиль представительского класса и даже норковая шуба. Увидев такое, студентам трудно было внушить себе мысли о важности смирения и подавления страстей. При этом тем, кто учился в семинарии, могли попенять за джинсы, модную прическу и смартфон.
Недоучившийся семинарист рассказал, что их могли отправить через полгорода разгружать фуры с картошкой, где приходилось работать часа 4–5. А обратно возвращались пешком, так как денег на проезд не дали. При этом нельзя было спрашивать, что за фуры, чья картошка и кто получает за разгрузку - это рассматривалось как непослушание.
Постоянно семинаристы разгружали доставленные свечи, которые немало весят, мыли туалеты.
В наш домовый храм не пускали в тапочках – только в ботинках. Я как-то возразил, что Иисус Христос сам порой ходил в тапочках, а то и вообще без них, – вызвали на педсовет. За чайник в комнате общежития – выволочка", -
вспоминает молодой человек.
По его словам, такое жесткое воспитание выдерживали не все - некоторые начинали пить. Один сокурсник и вовсе бросился с ножом на преподавателя.
Чем дальше учился семинарист, тем больше узнавал приземленных вещей о служении в церкви. Его однажды отправили на практику в Московскую патриархию, где у слушателей спросили о том главном, что должны помнить священники. Студенты стали вспоминать заповеди, учение Христа. Преподаватель же сказал, что главное – это какого числа сдавать финансовый отчет в патриархию. Другими словами - поставить церковную кассу, церковную лавку и начать отчислять деньги.
По словам парня, в церкви крутятся огромные деньги.
Когда говорят про большие деньги в церкви, большинство даже не понимают, какие это средства. Московский монастырь, где я одно время подвизался, платил налог в Московскую патриархию 5–10 млн в месяц. На Урале, где я живу, доходы скромнее, Москве отдают 0,5–1 млн рублей каждый месяц с храма. Когда дело шло к моему рукоположению и выбору прихода, мне один священник сказал: «Если занесешь 5 млн митрополиту, получишь хороший приход, в котором вернешь деньги уже в первый год». Я растерялся: у меня нет таких средств, квартиру, что ли, продавать? «Продавай, – ответили мне. – Все вернешь, не бойся». На такое я, конечно, не решился. Хотя со временем понял, что бизнес и в самом деле гарантированный", -
признался бывший студент семинарии.
Парень добавил, что пояса и мощи святых дают бесперебойное пополнение церковной казны. Ему пришлось как-то раз сопровождать мощи, происхождение которых было неточным. Дело в том, что еще в Средние века было много подделок. Однако об этом никто не говорит вслух.
В Питере был богослов, который исследовал эту тему, и его за это погнали. Люди идут, деньги приносят – и хорошо. Плюс масло, водичка, свечи. Мой товарищ стоял в сопровождении Пояса Богородицы, который возили по стране, – за один день получил 15 тысяч рублей. Но это еще владыка Никон сказал: «Деньги – это кровь церкви», -
заявил молодой человек.
Также он напомнил о "голубом лобби", о котором говорил Андрей Кураев. Парень заметил на третьем курсе особенное отношение учителя пения. Он часто пытался приобнять семинариста, поцеловать в щеку. Его студенческому товарищу приходилось сложнее: иподьякон, который с нами жил в одном общежитии, как выпьет, так проявлял к нему свой нездоровый интерес.
Как-то греческая делегация к нам приезжала, так один из гостей даже зажал бедного Пашку в углу, тот еле вырвался. Но здесь целиком – твой личный выбор. Пашка сейчас женат, двое детей, служит священником в простом храме. Есть и те, кто соглашался. Я знаю троих из нашей семинарии, и у них уже пошла неплохая карьера. Думаю, митрополиту даже выгодно продвигать людей с «секретами» – ими проще управлять", -
считает собеседник издания.
Парень, несмотря на перспективы церковной карьеры, не захотел стать священником. Переломным моментом стала ситуация, которая возникла с блогером Соколовским. За богохульство на него завели уголовное дело.
Собеседник издания не понял, почему иерархи так сурово решили наказать парня. Он недоумевал, "откуда в них столько вражды к парнишке, который просто страдает ерундой". Однако студентов предупредили, что если кто пойдет в суд над Соколовским и скажет, что не оскорблен его действиями, тот моральный урод и извращенец.
Молодой человек не принял такую точку зрения.
Я свое видение ситуации, что по-божески надо бы простить неразумного блогера, изложил на своей странице в интернете. Меня назвали иудой. Священник из епархии позвонил и пообещал меня встретить и избить и, как он сказал, «познакомить мое лицо с Евангелием». Потом стали сыпаться угрозы мне, моей девушке, моему брату-школьнику. В общем, уже к концу учебы я понял, что это все не мое", -
сделал вывод парень.
По его словам, и владыка "обиделся" на несогласного студента.
Однако годы учебы для молодого человека не прошли даром – он прочитал много книг, успел подтянуть языки. В настоящее время парень преподает в школе.
Езжу в деревенский храм, где служит простой священник, далекий от интернета, скандалов, он и знать не знает, что я – бунтовщик с точки зрения епархии. У меня с ним хорошие отношения. Он как раз из тех, кто честно служит за зарплату 30–35 тысяч и ездит на «копейке», -
подытожил собеседник издания.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН