Специалисты социологических служб проводят опросы после массовых акций протеста, прошедших ранее в Москве. Респондентам задают вопросы об отношении к выборам, протестам и действиям полиции
Так, 2 августа Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты опроса на тему акции за честные и свободные выборы в Мосгордуму 27 июля. Согласно опросу, большинство россиян выступают против митингов и беспорядков, а также считают, что оппозиционных кандидатов вполне справедливо не допустили к выборам.
Респондентами опроса ВЦИОМ были 800 москвичей от 18 лет, а всероссийского – 1600. Опрос проводился по телефону.
Так, каждый второй опрошенный москвич (54%) согласен с действиями Мосгоризбиркома, отказавшегося регистрировать кандидатов, якобы допустивших нарушения. Противоположного мнения придерживаются 29% опрошенных горожан. Более половины жителей столицы ( 58% ) считают, что акция протеста была несогласованной. Кроме того, 61% опрошенных москвичей согласны, что в таких случаях жесткие действия властей вполне оправданы, и только 26% считают, что это не так.
Однако сами вопросы и их формулировки вызвали много вопросов у пользователей соцсетей. Многие сочли этот опрос не вполне объективным. Так, у участников опроса интересовались: они «в большей степени согласны» со снятием с выборов кандидатов, у которых выявлены недействительные подписи, или за их регистрацию, «несмотря на нарушения»? А варианта ответа, предусматривающего, что у независимых кандидатов подписи были несправедливо забракованы, не было вовсе, тогда как именно претензии к подсчету голосов стали главной причиной акции протеста 27 июля.
У Любови Соболь избирком забраковал 725 подписей, что составило 15% от общего числа. Она заявила, что не получила документов о признании подписей недействительными в законные сроки, поэтому ее право на обжалование выводов о недостоверности подписей было нарушено. Назвав свое снятие с выборов «политическим решением» Соболь объявила голодовку.
Помимо Соболь избирательные комиссии не пропустили большинство оппозиционных политиков, таких как Илья Яшин, Иван Жданов и Юлия Галямина, также придравшись к собранным ими подписям.
Что именно не так с опросом ВЦИОМ разбирались корреспонденты Медузы. Несмотря на все манипуляции с подписями, вопрос о недопуске оппозиционных кандидатов изначально подразумевал, что решение Мосгоризбиркома об отбраковке подписей оппозиции верно и комиссии действовали правильно. Выглядело это следующим образом:
- Избирком должен был отказать в регистрации кандидатам, допустившим нарушения — 54%
- Необходимо было зарегистрировать всех кандидатов, несмотря на нарушения — 29%
- Затрудняюсь ответить — 17%
Вопрос о применении силы полицией тоже неоднозначен.
27 июля в Москве состоялась несанкционированная акция протеста. Вы согласны или не согласны с мнением, что в подобных ситуациях власть должна действовать в соответствии с законом, даже если приходится применять жесткие меры?» -
звучал вопрос о правомерности применения жестких мер.
Однако, вопрос не поясняет, что именно имеется в виду под «жесткими мерами». Многие участники митинга получили травмы, пострадали и журналисты, которые выполняли там свою работу. «Скорее согласен» сказали на это 61% опрошенных москвичей и 69 % россиян.
Провластные комментаторы представили результаты опроса ВЦИОМ как однозначную общественную поддержку жестких разгонов митингов.
Чувствуется, завтра полиция опять не будет церемониться. Теперь за нее, помимо должностных инструкций, еще и вокс попули. Любопытно, что, по опросу ВЦИОМа, в целом по стране жесткие действия силовиков поддерживает больше народа, чем по Москве. Это к вопросу представительства оппозиции, которая возомнила себя спасительницей России, а Россия-то и не в курсе. Лупи майдаунов, как бы говорит Россия» -
написал обозреватель «Комсомольской правды» Александр Коц.
По мнению социолога Григория Юдина, ВЦИОМ занял определенную полицию в данном опросе и вопросы исследования, составленные пристрастно, являются манипулятивными.
Ключевые вопросы заданы некорректно. Мы имеем дело с конфликтом, в котором идет борьба интерпретаций. Задача исследователя в такой ситуации — выяснить, какая интерпретация респонденту ближе, а не навязывать интерпретацию. ВЦИОМ считает, что в соответствии с законом комиссии должны были отказать в регистрации — а кандидаты считают, что в соответствии с законом их должны были зарегистрировать. Значит, ВЦИОМ занимает сторону в конфликте. ВЦИОМ считает, что в случае мирной демонстрации действовать в соответствии с законом — значит „принимать жесткие меры“, в то время как одна из сторон настаивает, что жесткие меры прямо противоречат закону и нарушают Конституцию. Опять же, ВЦИОМ занимает сторону в конфликте» -
сказал социолог корреспонденту Медузы.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН