После детального изучения нашумевших "панамских документов", кроме виолончелиста Сергея Ролдугина обнаружился еще один знакомый российского президента Владимира Путина - отставной офицер КГБ и нефтяник Валерий Поломарчук, по данным "Новой газеты", владеющий офшором Aventura Service.
Журналисты утверждают, что глава государства прекрасно знал и уважал Поломарчука не только как коллегу по КГБ, но и как "честного человека", привлекая его к работе в случае возникновения сложных ситуаций.
Ему всегда поручали непростые задачи", -
рассказал экс- коллега по службе в Первом главном управлении КГБ Андрей Ибрагимов, который знал Поломарчука с 1980-х годов.
По некоторым данным, в середине 1990-х годов Поломарчук перешел на работу в структуры "Лукойла" в Санкт-Петербурге, где уже в феврале 1992 года возглавил компанию "Лукойл-Нева", не имея опыта работы в нефтяной отрасли. Данная компания намеревалась заправлять топливом суда в петербургском морском порту. Автор статьи считает, что Поломарчук мог понадобиться Владимиру Путину для того, чтобы взять ситуацию с заправкой под контроль, ведь, как утверждает источник издания, Путин привлекал для таких целей знакомых ему лично людей.
В августе 2000 года Поломарчук стал директором, а затем и владельцем фирмы Aventura Service, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Организацию открыли в период налогового преследования "Лукойла", похожего на преследование ЮКОСа, причем газета прямо связывает эти два события: налоговики публично заявили об уголовных делах в отношении руководителей "Лукойла" 12 июля 2000 года, а уже через пару недель на Британских Виргинских островах создали Aventura Service.
Судя по "панамскому досье", первые акции организации были анонимными, однако директором фирмы в начале августа того же года стал руководитель "Лукойл-Нева" Поломарчук, получивший в конце августа генеральную доверенность - право осуществлять практически любые действия от лица Aventura Service. Аналогичную доверенность на его имя выписали в июле 2005 года, и с того времени до конца сентября 2006 года Поломарчук являлся единственным владельцем фирмы, а затем владельцами компании числились менеджеры "Лукойла".
В своих отчетах об источниках денег, Aventura Service указывала в качестве сферы своей деятельности бункеровочный бизнес в России. С начала 2000-х топливо ей поставляла "Лукойл-Нева" для заправки судов в портах Санкт-Петербурга, Мурманска и Новороссийска.
К 2003-2004 годам через Aventura Service могли продавать, по некоторым данным, примерно 30-35 тысяч тонн топлива в месяц, причем при марже 30-50 долларов за тонну на офшорной фирме могло оседать от 11 млн долларов до 20 млн долларов в год. Затем объемы возросли: за 2011-2012 годы "Лукойл-Бункер" (новое название "Лукойл-Нева") после 2008 года, напрямую продал через Aventura почти 3 млн тонн топлива, а общая сумма контрактов Aventura Service превысила 1,4 млрд долларов.
Сравнив среднюю цену на топливо в морском порту Санкт-Петербурга за 2012 год, и цены, по которым в то же время топливо доставалось Aventura Service, тонну бункерного топлива могли продать в 1,2-1,5 раза дешевле, до 120-180 долларов ниже среднерыночной цены. В результате газета делает вывод о том, что в организации могло осесть от 280 до 700 млн долларов.
Такие офшорные фирмы были у каждой российской бункеровочной компании", -
поведал Александр Головизнин, входивший в прошлом в руководство петербургского морского порта и возглавлявший бункеровочную компанию.
Заправка иностранных судов топливом - это внешнеторговая сделка. И если на каждые 150-300 тонн проданного топлива получать бумажный договор, нести его в банк, регистрировать валютную сделку, как того требует наш закон, работать было бы просто невозможно. Наше валютное законодательство поставило всех в такие условия, что иначе как через офшорную фирму, с которой был бы постоянно действующий контракт, зарегистрированный в банке, работать в бункеровке было нельзя", -
отметил Головизнин, добавив, что при использовании данной схемы у предпринимателей появлялось искушение оставлять прибыль в офшоре, к чему государство фактически само подталкивало бункеровщиков.
Безотносительно "Лукойла", если российская компания по заниженной цене продавала топливо офшорной фирме, которую фактически контролировали ее менеджеры, а оттуда топливо уходило потребителям по рыночной цене, и это происходило не стихийно, а организованно в течение долгого времени, - такая схема могла быть рассмотрена как налоговое мошенничество и уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере. Она позволяла выводить центр прибыли за пределы России, чтобы деньги оседали на счетах иностранной компании", -
пояснил бывший налоговик, партнер Paragon Advise Group, кандидат юридических наук Александр Захаров.
Такая схема позволяла также российской компании быстро возмещать НДС из бюджета РФ.
При этом в "деле ЮКОСа" продажа нефти и нефтепродуктов через подконтрольные менеджменту офшорные компании была приравнена к их хищению, тогда как "Лукойлу" повезло больше: возбужденные в 2000 году уголовные дела в отношении руководства компании не закончились ничем сопоставимым с делом ЮКОСа.
В свою очередь, Поломарчук, по словам его знакомых, не получал от этого выгоду. Он умер несколько лет назад, не имея больших доходов при жизни. Его сыновья отказались давать комментарии изданию, однако известно, что они являются владельцами петербургской фирмы "Полома", занимающейся продажей и арендой контейнеров. Выручка организации в 2014 году не превысила 64 млн рублей.
По нынешним представлениям он - бессребреник. Никогда не был богатым человеком, лишних денег не имел", -
пояснил сослуживец Ибрагимов.
Мужчина отметил, что благодаря порядочности Поломарчука, ему поручали контролировать ситуацию, и можно было гарантировать выполнение всех договоренностей и отсутствие хищений.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН