В минувшем январе президент Украины Петр Порошенко гордо рапортовал о том, что страна пережила первую зиму без закупок российского газа. Однако вместо этого Незалежная покупала "голубое топливо" в Европе, причем на 30% дороже. Данное заявление, по мнению автора статьи, явно свидетельствует об основной проблеме экономики Украины - идеологическом решении полностью разорвать связи с исторически ставшей крупным торговым партнером страны и ее главным инвестором Россией, пишет "ИноСМИ".
Николай Петро указывает, что меньше, чем за год уровень жизни на Украине упал вдвое, гривна подешевела на 350%, а инфляция взлетела до 43%. При этом на фоне экономического апокалипсиса правительство упорно продолжает свой "самоубийственный" курс.
Оборонная и авиационная промышленность Украины из-за разорванных в 2014 году контрактов с Россией потеряла 80% доходов. Некогда знаменитый на весь мир киевский авиационный завод "Антонов" обанкротился, а производитель ракетных двигателей "Южмаш" работает только один день в неделю.
Разорванные банковские связи с Москвой лишили Киев не только инвестиций, но и необходимых для украинской экономики денег, посылаемых домой трудовыми мигрантами, которых в РФ работает до семи миллионов человек, причем в 2014 году они отправили на родину 9 миллиардов долларов - это в три раза превышает объем прямых иностранных инвестиций, полученных Незалежной в прошлом году.
Проблему существенным образом усугубляет "безответственная политика в области заимствования": власти страны умудрились списать в октябре 2015 года 20% своего долга по евробондам, и это позволило Киеву вести переговоры о следующем транше по кредиту МВФ. Платеж ожидался еще в декабре, но до сего дня еще не был получен. К тому же никто не обращает внимания на жуткие условия, на которых Украине предоставили эту "мелкую поблажку" - стране предстоит выплачивать этот долг до 2041 года. Таким образом, будущим поколениям придется отдавать западным кредиторам до половины роста ВВП, если он когда-либо достигнет уровня 4% в год.
По мнению британского обозревателя, столь иррациональное экономическое поведение правительства Украины объясняется всего лишь желанием досадить президенту России Владимиру Путину, за что, увы, придется расплачиваться простым гражданам страны. И Николай Петро уверен, что Порошенко поддерживает этот подход: в своей первой речи в 2016 году украинский лидер объявил о новых приоритетах для экономики страны, в рамках которых власти намерены прекратить субсидировать производство и промышленность, а вместо этого начнется поощрение инвестиции в информационные технологии и сельское хозяйство.
Где Украина собирается сбывать свою продукцию - сказать трудно, так как подписав соглашении о свободной торговле с ЕС, страна потеряла преимущественный доступ к своему крупнейшему рынку — России.
В настоящее время европейская сертификация экспортировать товары в страны Евросоюза предоставлена только 72 украинским компаниям, причем 39 из них занимаются производством меда, а за первые шесть недель 2016 года Украина уже успела исчерпать свою годовую квоту на экспорт этого продукта.
Под большим вопросом остается и конкурентоспособность украинского сельского хозяйства на глобальном рынке, ведь, по утверждению министерства аграрной политики страны, четыре пятых сельхозкомпаний Украины - банкроты. Также неизвестно, кто заплатит за технику, 80% которой импортируется в страну.
Происходящие процессы продолжают подрывать популярность киевских властей - 70% украинцев считают, что страна идет в неправильном направлении. К тому же процент недоверия премьер-министру Арсению Яценюку составляет 85%, а популярность Порошенко сейчас ниже, чем у его предшественника - свергнутого Виктора Януковича.
Несмотря на то, что, по словам журналиста, "стабильной" Украину считают менее 2% опрошенных, нового восстания вряд ли следует ожидать. Режиму пока удается подбирать объяснения, с успехом отвлекающие внимание от его роли в падении украинской экономики.
Так, правительство ссылается на присоединение Крыма к России и конфликт на Донбассе, указывая это в качестве причин падения ВВП. Несмотря на то, что эти факторы действительно ударили по бюджету страны, власти еще больше усугубили ситуацию. К примеру, они объявили русскоязычные восточные области частью Украины, но вместе с этим разорвали экономические связи с ними, в наказание за пророссийскую ориентацию населения.
Другой излюбленный действующим правительством аргумент заключается в том, что Украине якобы приходится отвечать на агрессию России собственными санкциями. Эта позиция, по мнению журналиста, не несет в себе никакого экономического смысла, но обладает огромным политическим весом для властей.
Кризис промышленной базы на востоке Украины смещает экономический и политический баланс в западные регионы, оттесняя политическую оппозицию. Тем самым, питая обстановку постоянного кризиса, власти убеждает население поддерживать их, чтобы страна не свернула с текущего курса.
Николай Петро уверен, что Западу нельзя поддерживать такую политику, ведь он не вправе одобрять "осознанное разорение население ради политической выгоды". По мнению автора статьи, существует слишком большой риск превращения Украины в недееспособное государство, из которого в Европу могут хлынуть миллионы мигрантов.
Журналист уверен в необходимости осознания того факта, что экономическое выживание Украины зависит вовсе не от западных программ по спасению ее экономики, а от возвращения ее связей с Россией.
Николай Петро — специалист по России и Украине, профессор политологии в Род-Айлендском университете, в 2013-2104 году работал на Украине в рамках программы Фулбрайта.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН