Российские журналисты заявили, что в последние годы появился дефицит неформального общения с президентом России Владимиром Путиным, чего не наблюдалось в первые годы его президентства.
Сейчас представителей кремлевского пула даже не всегда приглашают на мероприятия и следят, чтобы они не покидали пресс-центр. Кроме того, из пула достаточно легко вылететь: для этого достаточно проявить энергичность или не вовремя задать вопрос президенту.
Как сообщает портал независимых журналистов "Проект", во время первого срока Путина в Кремле считали, что абсолютно подконтрольным властям должно быть только телевидение, а остальные СМИ могут более свободно высказывать свою точку зрения. Так, сотрудники СМИ вспоминают момент, как в конце 2003 года журналистов пула пригласили в Кремль сразу после ареста Михаила Ходорковского.
Путин захотел лично пообщаться с репортерами "для понимания" и "был невероятно откровенен". Но по окончании встречи пресс-служба президента наложила запрет на его цитирование.
В первые годы президентства Путина существовала традиция, когда президент уезжал в так называемый "рабочий отпуск" в Сочи и брал с собой журналистов. Под конец отпуска сотрудники СМИ всегда участвовали в интересном общении "без протокола", на котором главе государства можно было свободно задать любые вопросы. Лидер страны собирал журналистов при выезде за границу, раскрывая тонкости внешней политики.
Тогда же начались первые случаи изгнания сотрудников СМИ из президентского пула. В 2004 году корреспондент "Газеты.Ru" и студентка журфака МГУ Елена Шишкунова написала дипломную работу, где прямо указывала, что президент "всегда старается отвести от журналистов глаза" и будто бы не замечает их, проходя мимо. Отрывок из диплома опубликовал журнал Newsweek, а пресс-служба Кремля исключила Шишкунову из пула.
После того, как Путин сменил Медведева на должности премьер-министра, он стал много опаздывать, а его новый пресс-секретарь - Дмитрий Песков - постепенно лишал журналистов пула возможности общаться с другими чиновниками и вообще передвигаться по Белому дому. Представителей прессы и телевидения перестали пускать куда-либо, кроме пресс-центра и туалета.
В то время корреспондент "Ведомостей" Максим Товкайло столкнулся с возмущением Пескова в связи с публикацией, в которой журналист до официальной презентации позволил себе показать символ Олимпиады в Сочи. После этого также был заведен порядок, при котором журналисты могли только сидеть в пресс-центре и выходить под надзором либо в туалет, либо на официальные пресс-подходы чиновников.
Нередко условия ожидания были очень некомфортны. В частности, чтобы увидеть, как премьер откроет уникальный железнодорожный мост через реку Юрибей и ознакомится с условиями жизни строителей, журналисты вынуждены были лететь в Салехард, а оттуда ехать несколько часов на поезде. Однако и после этого никаких новостей об открытии Путиным моста не появилось: глава правительства не успел вылететь на место на вертолете, и собравшихся поставили перед фактом, что мероприятие пройдет без него.
Сотрудники пресс-службы Путина, по информации издания, всякий раз устанавливали странные запреты, порой совершенно без причины. Так, 4 марта 2010 года первый вице-премьер Игорь Шувалов пришел на заседание правительства в медицинской маске. Он не хотел заразить премьера и сел на другом конце стола. Журналисты захотели сообщить об этом в СМИ, однако замначальника пресс-службы Олег Цацурин запретил им это под угрозой отлучения от пула. При этом, сообщает издание, он использовал нецензурные выражения.
Когда Путин вернулся на пост президента в 2012 году, то собрал свой пул на встречу. Однако, по словам автора статьи, президенту было скучно с журналистами, и он, скорей всего, не хотел отвечать на интересовавшие представителей прессы вопросы об уличных протестах.
Уже тогда казалось, что это последняя встреча. Президент вернулся на пост, который уже занимал, и ему было неинтересно", -
заявили участники встречи.
За следующее за этим время Путин ни разу больше не собрал свой пул для неформального общения. Также Кремль стал скрывать отдых президента, оставляя кремлевский пул в Москве.
Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков выразил сомнение в необходимости присутствия рядом с Путиным множества журналистов пула, которые "все равно пишут одно и то же". На мероприятия стали приглашать нескольких проверенных и лояльных журналистов - из государственных агентств, "Коммерсанта", "Комсомольской правды", "Маяка" и некоторых других. В частности, в поездке в Кузбасс, где в марте 2018 года случился пожар в ТЦ "Зимняя вишня", президента сопровождал лишь один корреспондент - из РИА "Новости".
Все это, пишут авторы статьи, вызывает конфузы: так, в 2010 году, при написании новости о том, что Путин лично сел за штурвал самолета-амфибии Бе-200 и потушил два лесных пожара, "Интерфакс" и ТАСС указали "самолет-амбицию". На мероприятии присутствовал только репортер агентства РИА "Новости", которого попросили передать новость в другие редакции. Машинистка, которой диктовали текст, допустила ошибку, и в таком виде он был разослан во все агентства. Ошибку отследил только редактор РИА "Новости".
Журналист "Коммерсанта" Андрей Колесников рассказал, что сотрудник СМИ, приезжающий на мероприятие в Кремль или Ново-Огарево, проходит проверку и отправляется в пресс-центр, где проводит несколько часов в ожидании начала. За дверью находится сотрудник ФСО, который следит, чтобы журналисты не ушли дальше туалета. Однако большинство журналистов остаются в пресс-центре даже после начала мероприятия и смотрят трансляцию на специальном большом экране.
Также независимые СМИ редко допускают до интересных мероприятий за рубежом, а сами журналисты не могут нормально проверять получаемую информацию. В частности, в июле 2014 года журналисты обсуждали между собой вопрос проведения нового саммита БРИКС, который решили проводить в Уфе, где нет моря. Один из сотрудников СМИ в шутку заявил, что саммит перенесут в Петропавловск-Камчатский, в котором "есть где поплавать". Остроту услышал корреспондент "Газеты.Ru", который принял ее всерьез и именно так и подал.
В 2017 году Кремль аннулировал аккредитацию в Кремле сразу двух журналистов "Ведомостей" - Маргариты Папченковой и Александры Прокопенко, а на церемонии открытия Крымского моста корреспондент РБК Василий Маринин решил уточнить у президента, надо ли строить мост на Сахалин. После этого РБК попросили больше не отправлять Маринина на мероприятия с участием президента.
В настоящее время, как пишет издание, вместо общения с пулом глава государства предпочитает общаться с главными редакторами, которые теперь вынуждены летать в Сочи за свой счет.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН