Рассекреченные недавно документы ЦРУ, а также архивы нескольких президентских библиотек позволяют по-новому взглянуть на подготовку Белого дома к неотвратимому апокалипсису. Об этом пишет Foreign Policy (перевод ИноСМИ).
В настоящее время такой апокалипсис может вызвать любое обладающее ядерным оружием государство, включая Северную Корею и Пакистан. Во времена президента США Джимми Картера наибольшую обеспокоенность в этом плане вызывал Советский Союз.
Картера и Белый дом интересовали следующие вопросы. Если президент выживет в ядерной войне, что именно он будет делать после нее? Как можно будет опознать выжившего главнокомандующего? Кто будет его опознавать? Как он будет выполнять три основные президентские обязанности: главы исполнительной власти, главы государства и главнокомандующего вооруженными силами?
Ответы на них содержатся в президентской директиве №58. Рональд Рейган в 1983 году внес поправки в эти планы, издав собственную президентскую директиву. Там говорится о преемственности государственных планов, которые остаются в силе и для администрации Трампа.
Когда Картер пришел к власти, Советский Союз вел активную подготовку к ракетно-ядерной войне. У него была дорогостоящая программа гражданской обороны, сотни, а то и тысячи подземных бункеров, а также целый комплекс государственных программ. А у США был Рэй Дерби (Ray Derby). Дерби, родившийся в 1935 году в Айове, стал одним из ведущих экспертов Министерства обороны по вопросам готовности к чрезвычайным ситуациям и ликвидации их последствий.
Но если не считать непродолжительный период после Карибского кризиса, когда в стране было построено шесть эвакуационных центров для федерального правительства, Соединенные Штаты не рассматривали гражданскую оборону как составную часть своей доктрины стратегического сдерживания. Федеральное правительство с готовностью и энтузиазмом тратило деньги на модернизацию вооружений, но не на защиту и выживание населения после ядерного нападения.
К тому времени, когда Джимми Картер стал президентом, страна тратила на гражданскую оборону менее 100 миллионов долларов в год, в то время как на модернизацию ядерного оружия у нее уходило более 30 миллиардов долларов ежегодно. Конгресс установил стоимость единой программы гражданской обороны, но профинансировал ее недостаточно.
Картер первым после президента Джона Кеннеди обратил на нее существенное внимание. В сентябре 1978 года он объявил, что гражданская оборона является частью национальной системы стратегического сдерживания, потому что незащищенное от ядерной атаки население и государство в большей степени уязвимы для угроз и принуждения. В краткой президентской директиве того времени под грифом «Секретно» именно так и говорилось. А больше там почти ничего не было.
Сначала бюджет гражданской обороны США увеличивался довольно скромно. Но проведенные исследования показали, насколько ослабла гражданская оборона страны. Построенные в 1950-е годы противоатомные убежища устарели и нуждались в ремонте или замене. Не было никаких федеральных директив по эвакуации большого количества населения, хотя это является краеугольным камнем любой программы гражданской обороны.
Проведенные исследования стали основой для разработки принципиально новой политики. Вопреки возражениям Пентагона, Картер со временем добился того, что государственные программы гражданской обороны и программы выживания власти были сведены в одно ведомство, и перед ним была поставлена амбициозная цель. Во время всеобщей ядерной войны государство обязано спасти 80% населения страны.
19 июня 1979 года было подписано распоряжение о создании Федерального агентства по управлению страной в чрезвычайных ситуациях. Картер сделал должность директора этого агентства более важной, поставив перед Советом национальной безопасности и Пентагоном задачу по надзору за гражданской обороной.
В секретной служебной записке ЦРУ говорилось, что порядок действий президента во время ядерной войны теперь является составной частью стратегии национальной безопасности. Рэй Дерби должен был обеспечить выживание руководителей из официального списка, создав запас ресурсов, необходимых для восстановления государства и власти после ядерной войны.
При этом Белый дом сосредоточился на решении самой трудной проблемы — на создании механизма для преемников президента, чтобы они могли выполнять приказы в ходе войны, во время и после обмена ядерными ударами.
В начале президентского срока Картера директор Военного офиса Белого дома Хью Картер созвал рабочую группу, чтобы проанализировать план действий Белого дома в чрезвычайной ситуации. Это совершенно секретный документ, где говорится о порядке эвакуации президента службой охраны и о процедуре назначения преемников Военным офисом Белого дома в случае гибели президента.
Главные наброски этого плана были изложены в серии документов под названием PEAD (документы о действиях в случае чрезвычайной ситуации с президентом). Эти документы затем анализировали и дополняли советник национальной безопасности Збигнев Бжезинский и его военный помощник полковник Билл Одом.
Одом написал в своих мемуарах, что предложенный порядок действий удивил его отсутствием творческого начала и оторванностью от действительности. В одном из меморандумов Белого дома отмечалось, что повседневная связь между Пентагоном и убежищами президента на Маунт-Уэзере, в Кэмп-Дэвиде и в Белом доме при нормальным условиях вполне "удовлетворительна".
Но в период общественных беспорядков и "нескоординированных подрывных действий" оценки "удовлетворительно" явно недостаточно. Авторы меморандума сделали вывод, что в случае обычной или ядерной войны убежища "не обеспечат достаточную защиту".
То есть, выжившие, которые спрячутся в недрах этого спецобъекта, долго не протянут, и сами подвергнутся удару. На практике это означало одно. Стационарные центры управления бесполезны. Теоретически возможно было создать мобильные центры управления.
Однако Белый дом не мог полагаться на то, что президент или его преемник в случае внезапного ядерного нападения улетит на самолете и будет руководить страной с его борта. Даже если такая попытка закончится успешно, будет абсолютно неизвестно, какие люди его окружают. Между тем, поскольку "президентские ядерные чемоданчики" имелись только у Картера и у вице-президента Уолтера Мондейла, система ядерного управления страны могла полностью остановиться в случае гибели или тяжелого ранения этих людей, если не будет найден иной способ сообщить военным, кто стал главой государства и армии.
Военный офис Белого дома предложил решение проблемы, заключавшееся в том, что назначенные им люди должны произнести кодовые слова. Таким образом, если бы из числа возможных преемников выжил спикер палаты представителей Томас О'Нил-младший, то для получения всей полноты полномочий по руководству государством и его ядерным арсеналом ему достаточно было сообщить дежурному офицеру в оперативном командном центре Пентагона два кодовых слова: FLAG DAY.
У следующего по очереди на пост президента были другие кодовые слова: FOUR FINGER. Госсекретарь Сайрус Вэнс должен был подтвердить свою личность, произнеся код FADE AWAY.
В действительности оперативный офицер из штаба Пентагона наверняка захотел бы удостовериться в том, что выживший именно тот человек, кем он представляется. А если советские ракеты уже в пути, то, по мнению изобретателей этой ненадежной системы, наверняка возникнет искушение пойти кратчайшим путем. В этом случае эффективность военного ответа и безопасность страны окажется в большой опасности.
Осознавая эти проблемы, рабочая группа Белого дома попыталась выработать более гибкую и децентрализованную концепцию выживания власти. В поисках определения непрерывности президентского правления она вернулась назад к трем бюрократическим, но очень важным идеям: живучесть (президент и его ближайшая команда должны благополучно пережить войну), возможность взаимодействия (им надо быть на связи друг с другом, со страной, с главами других государств) и наличие поддержки (люди нуждаются в других людях, которые могут им помочь).
Рабочая группа выработала ключевую рекомендацию: создать пять "межведомственных групп" по 50 человек каждая, которые в чрезвычайной обстановке будут заранее занимать свои места и оказывать поддержку преемникам президента. Пентагон назвал эти команды поддержки кодовым словом TREETOP (верхушка дерева). Эти группы должны были разместиться на случайно выбранных из нескольких сотен (или тысяч) мест объектах.
Команда Одома составила список требований, предъявляемых к этим группам.
В первую очередь, такая группа должна была определить, кто по рангу должен стать преемником президента. Подробности разработанной ими системы сохраняются в строжайшей тайне, однако, там применяются "чипы слежения" за возможными преемниками президента, сигналы которых усиливаются при помощи ретрансляторов радиочастот. Эти сигналы собирает FEMA и Национальный военный командный центр.
Также там применяется важная технология опознавательных знаков и слежения за кандидатами в президенты, что обеспечивает дополнительную защиту от подмены. Второе. Каждая команда должна самостоятельно помочь преемнику в выполнении трех главных президентских обязанностей: как главнокомандующего, как главы государства и как руководителя исполнительной власти.
Такая команда должна наладить связь с другими выжившими командами, которые удастся идентифицировать. Для исполнения плана ведения ядерной войны она должна выйти на связь с Пентагоном или с его выжившими элементами. Она будет получать доклады разведки и данные по нанесенному ущербу. Ей также придется налаживать контакт с местными органами власти и с властями штатов.
Если говорить прозаически, такая команда из 50 человек должна будет функционировать в качестве самостоятельного органа исполнительной власти без помощи со стороны как минимум полгода.
Работа группы Одома продвигалась медленно. Различные ведомства получали просьбы проанализировать, смогут ли они выполнить серию секретных исполнительных предписаний.
Их содержание до сих пор засекречено, но некоторые открытые документы позволяют получить отдельные фрагменты информации. Белый дом Картера в целом издал 29 документов из серии PEAD.
Документ № 2 посвящен восстановлению конгресса, что является весьма деликатным вопросом для исполнительной власти, и в открытой корреспонденции о нем упоминается очень редко. Документ №5 носит название "Мобилизация ресурсов страны". А документ №6 посвящен созыву гражданского резерва в чрезвычайной ситуации.
Как будет возрождаться Конгресс? Какие ресурсы будут мобилизованы? Кого призовут в резерв? Этого мы не знаем до сих пор. Но мы знаем вот о чем. Когда Картер своим президентским распоряжением в конце 1980-х ввел эти изменения в действие, ЦРУ создало свое собственное секретное агентство под названием Национальное управление разведывательного обеспечения в чрезвычайной обстановке со штаб-квартирой в Виргинии. Оно должно получать данные от всех органов ЦРУ и незамедлительно направлять в произвольно выбранные места размещения групп TREETOP свои команды обеспечения в составе трех человек.
Из бюджетных документов также известно, что ведомства начали просить больше денег на финансирование команд поддержки преемника президента. Кроме того, Пентагон начал проверять защищенные мобильные центры управления. В ВВС разработали планы по выделению диапазона частот на цели обеспечения непрерывности власти в самых последних спутниках.
Назначенный преемником президента будет размещаться в Маунт-Уэзере во время мероприятий, на которых собираются руководители всех ветвей власти, скажем, во время ежегодного обращения президента о положении в стране.
Известно, что Рейган считал эту систему не отвечающей требованиям. Приняв в 1982 году участие в командно-штабных учениях Ivy League, Рейган убедился, что президенту в случае войны не выжить, а президентской власти не сохраниться.
Один из его главных помощников Томас Рид вместе с прикомандированным к Совету национальной безопасности офицером морской пехоты по имени Оливер Норт убедил Рейгана внести некоторые изменения в систему Картера, но не отказываться от нее.
Через 35 лет Крым стал российским, а НАТО, которой не хватает финансирования, тревожится по поводу того, что из-за вторжения России в Прибалтику альянс окажется на грани войны.
Соединенные Штаты обеспокоены тем, что Северная Корея вот-вот создаст для своих ядерных боеголовок соответствующие межконтинентальные баллистические ракеты, способные долетать до некоторых территорий США. Президент Дональд Трамп применил военную силу против поддерживаемого Россией суверенного государства, увидев по телевизору умирающих от зарина детей.
Он заговорил о наращивании (а не только о совершенствовании) ядерного арсенала, но пока не продемонстрировал способность тактично реагировать в кризисной ситуации. Со времен Джимми Картера чрезвычайные планы выживания претерпели немало изменений.
Мы можем с уверенность предположить, что преемников президента будут опознавать не только по сказанному шепотом кодовому слову. Но те угрозы, из-за которых может возникнуть необходимость произносить эти слова, сегодня очень близки...
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН