В среду, 15 ноября, в Хабаровском крае рухнул самолет L-410. Крушение произошло при посадке в 2 км от аэропорта поселка Нелькан Аяно-Майского района. Добравшиеся до воздушного судна местные жители сумели предотвратить пожар, но к этому моменту от полученных травм погибли 6 человек, которые были на борту. Выжила лишь девочка 3,5 лет по имени Жасмин.
Летчик с 45-летний стажем полетов в гражданской авиации Владимир Сальников рассказал «Московскому комсомольцу», что самолет садился в сильный, порывистый ветер. Из-за этого могла возникнуть болтанка, на которую не способен отреагировать летчик и автоматика. Когда же ветер стихает и скорость уменьшается, пилот при посадке должен увеличить посадочную скорость на 30 км/ч. Так есть шанс не свалиться в штопор. Скорее всего, экипаж не успел это сделать, но у капитана было 17 тыс. часов налета, а значит, он был опытный, и значит, в причинах катастрофы еще разберутся эксперты.
Тем временем выживший ребенок в настоящее время в стабильно тяжелом состоянии. Девочку на вертолете доставили в детскую краевую больницу. Пока медики борются за ее жизнь, а следователи выясняют причины авиакатастрофы, специалисты говорят, что спасение малышки – уникальный случай.
Есть предположение, что ребенок выжил, потому что сидел на коленях, таким образом удар смягчился. Кроме того, самолет такого типа предполагает, что пассажиры берут вещи с собой, а, значит, девочка просто упала на мягкую сумку. Или при ударе она была защищена телами рядом сидящих людей, предполагает Сальников.
Кроме того, Жасмин смогла остаться живой из-за особенности своего организма – у нее еще эластичные кости, что характерно для детей.
У детей очень эластичные кости. Они значительно эластичнее, чем у взрослого человека. И тот удар, который ребенком переносится без последствий, взрослый человек, его костная система перенести не могут — это объективный факт", —
приводит РИА "Новости" слова Олега Смирнова, председателя комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженного пилота СССР.
Он тоже отметил важные факторы – нужно учитывать, где сидел ребенок и был ли пристегнут ремнями к креслу. По данным «КП-Хабаровск», малышку спасла ее крестная – ценой собственной жизни Ольга Лапонникова. Она сопровождала девочку к бабушке.
Я слышала со слов нельканцев о том, что, когда они прибежали на место катастрофы, увидели, что Оля накрыла собой эту девочку. Я уверена, что Оля закрыла ребенка собой, иначе бы девочка получила серьезнейшие травмы, это сто процентов", —
рассказала мама девочки Татьяна Фонова.
О крестной девочки известно только, что она была школьной учительницей, дочерью известного геолога Анны Лапонниковой.
Сейчас девочка находится в местной больнице в тяжелом состоянии. У нее диагностировано сотрясение мозга, несколько переломов.
Она в сознании, бабушку по руке гладит все время»,
добавила мать девочки.
И вправду случай спасения малышки при падении с 600 метров – первый в истории. Но в советской и российской авиации такие чудесные истории все же имели место быть. Так, в 1981 году на Дальнем Востоке при авиакрушении выжила Лариса Савицкая, молодая студентка, которая возвращалась из свадебного путешествия вместе с мужем.
24 августа 1981 года самолёт Ан-24, на котором летели супруги Савицкие, на высоте 5220 м столкнулся с дальним бомбардировщиком Ту-16К. Экипажи обоих самолетов погибли, Ан-24 потерял крылья с топливными баками и верх фюзеляжа. Савицкая спала в хвосте, проснулась от удара и внезапного холода, после разлома фюзеляжа ее выбросило в проход. Пассажирка добралась до кресла и вжалась в него, так и не пристегнувшись. Часть корпуса спланировала на березовую рощу, что смягчило удар. Через два дня женщину нашли, она получила сотрясение мозга, травмы позвоночника, руки и ребер и потеряла почти все зубы. Последствия этой трагедии сказывались на протяжении всей последующей жизни Савицкой.
За два года до этого инцидента, в 1979 году, в окрестностях Минска из-за обледенения рухнул самолет Ан-24Б авиакомпании Аэрофлот, в результате которой погибли 13 человек. Выжила лишь 3-летняя девочка.
Еще одна крупная катастрофа произошла под Красноярском 23 декабря 1984 года. Тогда из-за отказа двигателя и пожара на борту самолёт рухнул на землю в 3200 метрах от порога ВПП аэропорта Емельяново и разрушился. Из находившихся на его борту 111 человек (104 пассажира и 7 членов экипажа) выжил всего один. Мужчина 27 лет получил тяжелые травмы, но остался жить.
В памяти россиян останется и катастрофа Як-42 под Ярославлем, произошедшая в среду, 7 сентября 2011 года. На его борту был хоккейный клуб «Локомотив». Во время разбега самолёт выкатился за пределы ВПП, взлёт он произвёл с грунта в 400 метрах за её торцом. За несколько секунд полета лайнер успел взлететь на 5-6 метров, столкнулся с радиомаяком и врезался в землю. Часть обломков упали в реку.
Выжил только один человек: инженер по авиационному и радиотехническому обслуживанию Александр Сизов. Остальные 44 человека (36 пассажиров и 8 членов экипажа) погибли. Сизов был госпитализирован с ожогами 15 % тела, переломами обоих бёдер, свода черепа, рёбер и повреждениями грудной клетки. Его доставили в реанимационное отделение НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского и ввели в медикаментозный сон, 12 сентября стало известно, что его жизни ничего не угрожает.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН