Подводники, погибшие при пожаре на атомной глубоководной станции АС-31 ("Лошарик") в Баренцевом море, могли эвакуироваться на подлодку-носитель, однако не стали этого делать.
Новые подробности происшествия раскрыл "Коммерсант". Экипаж предпринимал меры в соответствии с "Руководством по борьбе за живучесть подводных лодок".
В документе говорится о том, чтобы каждый член экипажа боролся с пожаром там, где тот его застал. Если подводник оставит место без приказа, ему грозит уголовная ответственность.
Отмечается, что пожар возник во время стыковки станции с лодкой-носителем в аккумуляторном отсеке. При этом пожара в привычном смысле этого слова на подлодках не бывает, так как конструкция и отделка отсеков лодок выполнена из негорючих материалов, а механизмы окрашиваются негорючей краской.
За 20 лет службы на разного типа подводных кораблях я горел три раза, но при этом ни разу не видел открытого огня",
сказал один из собеседников издания.
Пожар на АС-31 мог начаться из-за проблем в электросистеме. После появления дыма в аккумуляторном отсеке с подлодки эвакуировались шесть человек.
Командир экипажа капитан первого ранга Константин Сомов запросил разрешение эвакуироваться, после того, как у экипажа закончились запасы дыхательных устройств, а некоторые стали терять сознание. Чтобы помочь подняться на подлодку-носитель, у шлюза пострадавших встретили четверо гидронавтов. В момент подготовки к эвакуации остальных произошел взрыв, все 14 человек погибли.
Как показал осмотр АС-31 на базе, в ходе борьбы за ее живучесть гидронавты израсходовали все имевшиеся на борту средства пожаротушения. Пустыми найдены огнетушители, баллоны пеногенерирующей установки и все четыре столитровых емкости с фреоном системы ЛОХ (лодочная, объемная, химическая).
Также спустя 40 минут работы на аварийной станции офицеры истратили все изолирующие дыхательные средства. После того, как закончились запасы портативных дыхательных устройств, моряки включились в шланговые дыхательные аппараты, которые подают воздух из баллонов воздуха высокого давления.
Что произошло вскоре после того, как люк между двумя кораблями в очередной раз загерметизировали, точно неизвестно.
По словам источников издания, пожар в самом его начале не представлял серьезной опасности для экипажа. Все люди, находившиеся на борту АС-31, могли эвакуироваться через шлюзовое устройство на лодку-носитель. Однако в «Руководстве по борьбе за живучесть подводных лодок» указывается, что каждый член экипажа должен оставаться в том отсеке, где его застал пожар, и бороться с аварийной ситуацией на своем месте. Оставление горящего отсека без приказа грозит уголовной ответственностью.
В настоящее время комиссия рассматривает три версии случившегося: отказ техники, ошибка экипажа и злонамеренное воздействие.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН