Причиной авиакрушения пассажирского самолета в аэропорту Ростова-на-Дону 19 марта 2016 года мог стать конфликт внутри экипажа Flydubai по поводу действий, необходимых для того, чтобы вывести самолет на второй круг в ручном режиме.
Как пишет "КоммерсантЪ" со ссылкой на близкий к расследованию катастрофы в Ростове-на-Дону источник, конфликт между пилотами произошел как раз во время попытки зайти на второй круг. После того, как воздушное судно было переведено из автопилота в ручной режим, управляющий лётчик продолжил подъём и попытался набрать скорость, увеличив режим работы двигателей до взлётного. В этот момент его напарник решил опустить нос лайнера, предприняв соответствующие действия. В итоге несогласованность действий привела к трагедии.
При попытке поднять самолёт после неудачного захода на посадку пилотирующий лётчик, видимо, слишком сильно задрал нос машины, обеспечив таким образом потерю скорости и сваливание. В кабине из-за этого возник конфликт: напарник кричал пилоту: "Куда летишь? Стоять!", однако все его попытки "перетянуть" штурвал лишь усугубили ситуацию", —
сказано в материале издания.
По сведениям источника журналистов, когда самолет находился на высоте около 270 метров и на расстоянии около 6 км до взлётно-посадочной полосы, один из пилотов нажал клавишу TOGA (Take off. Go around), задав тем самым команду по уходу на второй круг. После этого летчикам было необходимо вручную задать "угол наклона носа самолёта, ориентируясь на так называемые директорные стрелки на приборе".
Однако экипаж не учел специфику перехода Boeing 737 из режима посадки в режим набора высоты: оказывается, во время захода на полосу под автопилотом самолет находится в довольно сложной конфигурации из-за того, что "его руль высоты отклонён на пикирование, а хвостовой стабилизатор при этом работает в противоположном направлении, задирая нос машины". В случае ухода на второй круг в автоматическом режиме, положение всех рулей "плавно меняет бортовой компьютер". Однако в случае ручного маневра, пилот инстинктивно тянет штурвал на себя, "ставя таким образом в положение набора высоты и руль, и стабилизатор".
Кабрирующий момент усиливают убирающиеся после нажатия клавиши TOGA закрылки — в итоге Boeing вместо плавного набора высоты устремляется вверх в режиме истребителя", —
поясняют журналисты.
Экипаж не смог распознать этот маневр, поэтому в момент падения скорости самолета пилоты не согласовали свои действия: управляющий летчик предпринял попытку набрать скорость, увеличив режим работы двигателей, а его напарник посчитал необходимым опустить нос Boeing. При этом он пытался остановить коллегу криками и прекратить набор высоты, "отталкивая от себя свой штурвал".
В итоге "управление самолётом разорвалось", то есть в бортовой компьютер Boeing стали поступать "электрические импульсы от всех манипуляций, совершаемых пилотами на обоих штурвалах, которые в штатном режиме работают синхронно". Собеседник издания подчеркивает, что экипаж согласовал свои действия тогда, когда испытал ощущения, "которые испытывает человек в падающем лифте". К сожалению, в этот момент неуправляемый лайнер уже мчался к земле под углом 45 градусов со скоростью 325 километров в час, а в оставшиеся несколько секунд оба пилота в кабине кричали от ужаса.
Кто именно совершил ошибку, пока распознать не удалось, так как в своем последнем диалоге летчики не называют должностей и имен, а их голоса странным образом оказались похожи. Эксперты не исключают, что для идентификации членов экипажа нужно будет привлекать коллег погибших пилотов или их родственников.
В Межгосударственном авиационном комитете заявили, что не передавали в СМИ информацию о ссоре между пилотами Boeing во время второй посадки самолета. Представители МАК не стали комментировать эту версию, заявив о необходимости дождаться официальных результатов расследования. Также в комитете отметили, что официальная информация о ходе расследования появится на сайте МАК, и произойдет это, скорее всего, в апреле, уточняет "РГ".
В свою очередь, RT со ссылкой на анонимных пилотов авиакомпании Flydubai сообщает, что экипаж этой авиакомпании буквально работает на износ из-за большого числа полетов. Как итог, у них остается мало времени на отдых, и летчики просто не успевают восстановить свои силы. Один из пилотов рассказал журналистам, что во время одного полета он вместе с напарником заснул во время рейса, оставив самолет без управления на целых восемь минут.
Кроме того, в распоряжении телеканала оказались внутренние документы Flydubai, в которых говорится о серьезных проблемах с безопасностью полётов в компании.
Boeing 737-800 авиакомпании Flydubai, летевший из Дубая в Ростов-на-Дону, разбился 19 марта 2016 года в 03:42 мск во время повторного захода на посадку в сложных метеоусловиях. В момент крушения на борту находились 62 человека. Все они погибли.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН