Ситуация с лесными пожарами в Сибири названа "Гринпис" катастрофой планетарного масштаба. При этом российские власти считают ситуацию нормальной. А по закону большинство лесных пожаров можно и вовсе не тушить.
В России в настоящее время горит более 3 млн гектаров леса. Территория уже сопоставима с площадью Крымского Федерального округа, Молдавии, Бельгии или Армении.
По данным "Гринпис", в этом сезоне лесные пожары прошли уже 11 млн га. Указанная площадь превышает территорию Португалии, Словакии или Хорватии. Больше всего горит в Иркутской области, в Красноярском и Хабаровском краях, а также в Якутии, Бурятии и Магадане.
Дым от огня подступил к Уралу, Новосибирской области, Алтайскому краю и Казахстану. Промышленные предприятия сократили свои выбросы, чтобы хоть немного улучшить экологическую обстановку. Экологи считают, что в России - катастрофа в общенациональном масштабе.
Однако власти не хотят этого признавать. Некоторые даже заявляют, что ситуация нормальная. Пожары прокомментировал губернатор Красноярского края Александр Усс.
Чиновник сделал заявление во время встречи с участниками международного молодежного форума «Бирюса». Глава региона заявил, что "драматическую информацию" распространяют или провокаторы, или невежды.
Массовый лесной пожар — это явление нормальное. Сто лет назад ландшафтные лесные пожары никто не тушил", -
считает Усс.
По его словам, ситуация в регионе является сложной, но не критичной, а возгорание прекратится благодаря выпадению осадков.
Никому же не приходит в голову топить айсберг, чтобы у нас было потеплее? Нечто похожее применимо и к лесным пожарам в зоне контроля. Это обычное природное явление, бороться с которым бессмысленно, а может быть даже где-то и вредно», —
сказал губернатор.
Между тем, глава правительства Красноярского края Юрий Лапшин признал, что пожары не тушат ради экономии средств, при этом однако добавив, что в районах с даже гипотетической угрозой для населённых пунктов «необходимо наращивать группировку и работать по кромкам огня».
По мнению главы Рослесхоза Александра Агафонова использование авиации для тушения лесов просто разорит федеральные власти.
«Ил-76 МЧС берёт 20 тонн воды и сбрасывает на участок в километр. Сколько же тогда нужно воды и топлива, чтобы потушить пожар в тайге?» —
задает риторический вопрос Агафонов.
Многие ведомства рапортуют, что пожары под контролем, что техника и люди борются с огнем. Но предпринимаемых мер мало, чтобы решить проблему.
В сети пользователи жалуются на плохую видимость и запах гари; до Новосибирска дошёл дым Красноярских и Иркутских пожаров. https://t.co/p3i3dwHYJI pic.twitter.com/VtT0om5YTc
— Сиб.фм (@sibfm) 21 июля 2019 г.
Подавляющее большинство возгораний и вовсе не тушат. Этого просто нет в планах, рассказали эксперты в интервью изданию "Сибирь. Реалии". Не тушить пожары позволяет российский закон. В 2015 году вступил в силу приказ Минприроды РФ "Об утверждении правил тушения лесных пожаров". В нем фигурирует термин "зона контроля". Такими словами обозначены территории, на которых лесные пожары можно не тушить, если выяснилось, что огонь не представляет непосредственной угрозы для населенных пунктов и объектов экономики, а затраты на борьбу с пожарами окажутся больше, чем материальный вред.
Решение о том, какие это земли, принимают региональные власти. Когда принимался приказ, предполагалось, что "зоны контроля" - труднодоступные, отдаленные районы, в которые сложно, а то и невозможно добраться людям и технике. Однако в итоге такими территориями названа большая часть лесных площадей.
В 2018 году 90% лесных пожаров в России бушевали именно в "зонах контроля". Их никто не тушил, объясняет руководитель противопожарной программы "Гринпис России" Григорий Куксин.
Слово "контроль" в данном случае - большое лукавство... Здесь оно означает лишь то, что региональные власти могут по своему усмотрению решить: вот на этих территориях с пожарами можно ничего не делать. При этом "зоны контроля" определяются далеко не всегда корректно и не всегда по понятным, прозрачным критериям. В них попадают в том числе и леса, уже освоенные людьми, участки, находящиеся в аренде у пользователей, пастбища, кочевья и даже - парадоксальным образом - отдельные населенные пункты", -
пояснил Куксин.
Кроме того, неспециалисты не могут порой правильно определить последствия пожаров в зонах контроля.
Примером может стать Верхоянский район Якутии. Когда пожары там начинались, власти решили, что тушить их нецелесообразно. Однако тогда с ними было реально справиться, доставив людей и технику. Спустя лишь неделю с небольшим эти пожары подошли к населенным пунктам и выросли до такого масштаба, что пришлось пускать огромные силы и средства на их ликвидацию.
То же происходит и в других регионах: пожары, от которых "отмахнулись", разрастаются так, что человеческими силами с ними уже не справиться, одна надежда на то, что пройдут обильные дожди. И все это из-за того, что зоны контроля были определены неправильно. При этом я ни разу не слышал, чтобы хоть к какой-то ответственности привлекались люди, принявшие подобные решения", -
добавил Куксин.
Некоторые эксперты считают, что нужно позволить волонтерам тушить лесные пожары, раз власти не хотят тратить деньги на зоны контроля.
Наше государство ведет себя как счетовод, которого интересуют прежде всего сиюминутные финансовые соображения: сейчас невыгодно - значит, тушить не будем. Но если у государства не хватает денег, может быть, позволить международным фондам оказать помощь по тушению этих пожаров? Думаю, если все правильно людям объяснить, то и в волонтерах недостатка не будет", -
уверен директор экологической организации "Плотина", член общественного совета при Министерстве лесного хозяйства Красноярского края Александр Колотов.
А тем временем жители регионов, где бушую лесные пожары, жалуются на ухудшение самочувствия и затруднённое дыхание. Одна из жительниц в интервью изданию «Сибирь. Реалии» даже подумала, что лес горит совсем рядом с городом, — настолько сильный был смог.
Жить ведь невозможно нормально. Голова болит, в горле першит. Четырехлетняя дочка кашляет прямо до рвоты. Руки и ноги чешутся у всех. Вот только же вроде отпустило – на прошлой неделе дым так же Красноярск накрывал, да ушёл наконец. И опять по новой! Это такое отчаяние, прямо до слёз. Вы не поверите: я по ночам вставала, чтобы у ребёнка дыхание проверить, боялась, что она уже не дышит", -
цитирует издание жительницу Красноярска. Ольгу Мироненко.
леса: горят
— Grand Budapest (@twidade_Iucks) 28 июля 2019 г.
власти:pic.twitter.com/pxa1Ku4Ejl
22 июля на сайте Changе.org появилась петиция за введение режима ЧС на всей территории Сибири. По мнению авторов петиции, это может помочь регионам получить дополнительное финансирование для тушения лесных пожаров, и выгорание лесов будет остановлено. Петицию уже подписали более 65 тысяч человек.
Как всегда, метко описал проблему лидер группы "Ленинград" Сергей Шнуров. Музыкант разместил на своей странице в Instagram стихи, посвященные лесным пожарам.
Вся Россия пламенем объята: Выборы, леса - везде пожар! Все не так, как водится ребята, Не тушить, чтобы опять сажать? У начальства методы, как лица, Старые, но в ботоксе ожИли. Пусть горит, А ЧЁ? как говорится. Волю божию на все, *****, положили",
высказался он.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН