Новый административный регламент ГИБДД представляет из себя по сути инструкцию внутреннего пользования для инспекторов, как вести себя с водителями. В связи с нововведением для автомобилистов в свою очередь поменяются некоторые "правила игры" на дороге, пишет «URA.RU».
Теперь, как гласит инструкция, сотрудники ГИБДД cмогут останавливать автомобили для проверки в любом месте. То есть они смогут отслеживать дорожное движение на стационарном посту, в автомобиле и даже без патрульной машины. Однако туда они направляются только по приказу своего начальника, а не по своему выбору.
В настоящее время инспекторам запрещено останавливать автомобили вне стационарных постов. По словам представителя одного из региональных управлений ГИБДД, раньше этим запретом пользовались автолюбители, которые были настроены на конфликт.
Сразу включали камеру, начинали задавать вопросы — дескать, на каком основании вы меня останавливаете? Это приводило к конфликтам, которых теперь не будет — останавливать можно будет всех подряд и везде», -
отметил собеседник издания.
По его словам, у каждого экипажа имеется специальная маршрутная карта, где указано, в каком конкретно месте полицейские должны нести службу. В "законном" ли месте работает экипаж, водитель может, позвонив в дежурную часть ГИБДД.
Также с 20 октября сотрудникам ГИБДД будут разрешены так называемые засады в кустах. С одной стороны, в регламенте отмечается: «Патрульная машина должна быть всегда отчетливо видна издалека всем участникам дорожного движения». Но имеются и оговорки: если ведется фото- и видеофиксация нарушений, а также на аварийных участках дорог автомобиль ДПС может быть замаскирован при помощи естественного рельефа в местах с ограниченной видимостью.
Сотрудники ГИБДД могут скрываться за поворотами, пригорками и объектами дорожной инфраструктуры. По словам председателя московского областного отделения Комитета по защите прав автомобилистов Алексея Дозорова, данный вопрос не важен для законопослушных водителей.
Если человек едет с соблюдением ПДД, то ему все равно, где припаркован патрульный автомобиль — в кустах или же стоит прямо на дороге», -
отметил он.
На практике эти изменения никак не повлияют на жизнь водителей, считает председатель "Движения автомобилистов России" Виктор Похмелкин.
Эти изменения фактически ничего не меняют на самом деле, потому что действовавшее ранее положение о том, что водителя можно останавливать только на стационарных постах, не соблюдалось. У сотрудников ГИБДД всегда был повод остановить водителя, сказав, что-либо он что-то нарушил, и тогда остановка законна, либо разыскивается какой-то автомобиль, похожий на данный, либо проводится какая-то контртеррористическая или иная спецоперация. То есть поводов сколько угодно. И никому ещё никогда не удавалось обжаловать незаконную остановку. Поэтому здесь просто должное привели в соответствие с тем, что было на практике", -
отметил он в беседе с "Авторадио".
При остановке водителя инспектор вправе потребовать у водителя предъявить документы. Права отныне требуется показывать не только без обложки, но и без, в частности, железных цепочек, которыми некоторые водители привязывают "корочки".
Многие водители действительно поступают именно так — в прямом смысле пристегивают свои права. Когда просишь их передать документы, они просто ухмыляются в ответ — так я же передал, смотрите. Это какая-то глупая игра слов, вот от нее и решили избавиться», —
сказал инспектор ГИБДД в одном из российских регионов.
Также в регламенте указана норма, согласно которой инспекторы смогут использовать «специальные технические средства» (в первую очередь — камеры).
Эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман объяснил, что ранее «специальные технические средства» могли принадлежать не только государству, но также и «муниципальным органам, общественным объединениям и организациям». По его словам, эта важно, так как в некоторых регионах автоматические камеры принадлежат частным компаниям. Такая ситуация наблюдается в Москве и Московской области.
В этом вопросе был правовой вакуум, на который смотрели сквозь пальцы»,—
отметил Шухман.
По его словам, впервые указано, что применяемые камеры должны соответствовать ГОСТу по фотовидеофиксации.
Также в новом регламенте убрали норму, которая разрешает съемку инспекторов ГИБДД. Ранее сотрудник автоинспекции не мог запретить съемку, а сейчас может возразить, тогда гражданин обязан убрать видеокамеру.
В случае нарушения требования водителю грозит привлечение по статье 19.3 КоАП РФ — «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции», что влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Это важное изменение, которое означает, что действия сотрудников ДПС, в том числе, и неправомерные, нельзя будет фиксировать. Думаю, в этом во многом виноваты сами водители, которые долгие годы в 90% случаев занимались откровенным троллингом инспекторов на дорогах. Теперь этому положен конец»,
сказал глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.
Эксперт по безопасности движения юрист Катерина Соловьева говорит, что инспекторы смогут проверять документы не только у водителей, но и вообще у всех граждан. Это следует из регламента.
Кроме того, в списке обязанностей инспектора появилось «обязательное выявление причин и условий, способствующих совершению любого правонарушения», отмечает портал volgogradru.com.
Этот пункт при его грамотной реализации закладывает прочную основу для улучшения качества рассмотрения дел и дает право требовать такого качества от должностных лиц»,—
добавила Соловьева.
В новом регламенте есть также такая норма, согласно которой инспектор вправе попросить водителя выйти из автомобиля в случае обнаружения признаков опьянения или болезненного состояния. Он также должен будет сесть в патрульный автомобиль, если страж порядка на этом настоит.
Основания для проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения - это запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожи лица, поведение, не соответствующее обстановке, говорится в регламенте. Сотрудник полиции перед освидетельствованием должен отстранить водителя от управления в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи. В случае, если состояние опьянения не подтвердится, инспекторы будут обязаны вернуть его обратно к своей машине.
В новом регламенте нет запрета на курение при общении инспектора с водителем. Как отмечает URA.ru, в августе стало известно, что инспекторам ГИБДД собираются запретить курить и грубо выражаться в ходе разговора с участниками дорожного движения. Соответствующая инициатива содержалась в версии регламента, опубликованной на портале нормативно-правовых актов. Однако из финальной версии документа запрет на курение в присутствии водителя исчез.
Читайте Новости дня и Новости России на нашем канале Яндекс Дзен и на страницах нашего сайта День ОНЛАЙН